Умный выбор меняющихся технологий

Комплексное проектирование государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»

Федеральное казначейство
Отрасль: Государственное и муниципальное управление

Государственный контракт № 0173100003012000026.

Основной целью создания системы «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

Система «Электронный бюджет» создается в соответствии с Концепцией создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 1275-р. В указанной Концепции определены цель, задачи, принципы и результаты создания и развития системы «Электронный бюджет», основные направления, а также механизмы и этапы создания и развития системы «Электронный бюджет».

Цели комплексного проектирования:

  • разработка совокупности решений по организации и структуре элементов системы «Электронный бюджет», имеющих принципиальное значение для функционирования системы в целом, и решений по способам и вариантам перехода к целевому состоянию архитектуры системы «Электронный бюджет»;
  • анализ вариантов и разработки проектных решений по ключевым компонентам системы – технологической основе, подсистемам обеспечения информационной безопасности и юридической значимости электронных документов, ИТ-инфраструктуре;
  • формирование требований к технологическим и функциональным подсистемам системы;
  • разработка пакета методических материалов и документов, определяющих порядок разработки компонентов системы и шаблоны разрабатываемой документации;
  • создание методик расчета требований к аппаратному обеспечению системы.

Выполнение работ по комплексному проектированию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» было регламентировано требованиями Государственного контракта № 0173100003012000026. Государственный контракт предусматривал выполнение работ в 4 этапа, начиная с разработки общих решений по системе до формирования детальных требований к подсистемам и компонентам системы.

В ходе проекта, в период с 2012 до 2014 года, были выполнены следующие работы:

  • разработка системной архитектуры системы «Электронный бюджет»;
  • разработка технического задания на систему «Электронный бюджет»;
  • разработка моделей угроз и нарушителя информационной безопасности системы «Электронный бюджет»;
  • разработка требований к ИТ-инфраструктуре системы «Электронный бюджет»;
  • разработка требований к подсистеме обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
  • разработка требований к подсистеме обеспечения информационной безопасности и подсистеме обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
  • разработка требований к подсистеме управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
  • проектированию ИТ-инфраструктуры системы «Электронный бюджет»;
  • разработка методических материалов для формирования требований к аппаратному обеспечению со стороны функциональных подсистем системы «Электронный бюджет»;
  • разработка технических требований на товары и услуги для реализации компонентов ИТ-инфраструктуры системы «Электронный бюджет»;
  • проектирование подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
  • разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
  • проектирование подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
  • разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
  • проектирование подсистемы управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
  • разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
  • разработка общих требований к функциональным подсистемам, требований к интеграции и информационному взаимодействию системы «Электронный бюджет» с внешними системами;
  • разработка технических заданий на создание открытой части Единого портала бюджетной системы Российской Федерации и функциональных подсистем первой очереди:
    • учет и отчетность;
    • управление кадровыми ресурсами;
    • управление нефинансовыми активами;
    • управление закупками;
    • информационно-аналитическое обеспечение.
  • разработка технических заданий на создание функциональных подсистем второй очереди:
    • бюджетное планирование;
    • управление расходами;
    • управление денежными средствами.
  • разработка технических заданий на создание функциональных подсистем третьей очереди:
    • управление долгом и финансовыми активами;
    • управление доходами;
    • финансовый контроль;
  • разработка пакета организационно-методических материалов для обеспечения процессов разработки и сопровождения функциональных подсистем системы «Электронный бюджет».

Все результаты работ были согласованы с заказчиком. Ключевые результаты согласовывались Координационной комиссией, рабочими группами и экспертной группой по «Электронному бюджет», созданными Министерством финансов.

Основой для проектирования решений и разработки требований стала Системная архитектура системы «Электронный бюджет», сформированная с использованием методологии TOGAF (The Open Group Architecture Framework), с выделением уровней функциональной архитектуры, программной архитектуры, архитектуры данных и технической архитектуры.

На уровне функциональной архитектуры описаны основные решения по функциональным и технологическим подсистемам системы и Открытой части Единого портала бюджетной системы РФ, компонентам технологических подсистем, функциям технологических подсистем и их компонентов. Для функциональной архитектуры приведено описание функционального взаимодействия между подсистемами системы и их компонентами и основные решения по порядку выполнения функций в функциональных подсистемах.

Программная архитектура описывает типовые классы программных продуктов и программных платформ, обеспечивающих выполнение функций системы, содержит схему программной архитектуры с отображением типовых классов программных продуктов на подсистемы, компоненты и функции системы «Электронный бюджет», описывает стандарты программного взаимодействия между компонентами системы.

Для программной архитектуры приведены принципы использования программного обеспечения системы «Электронный бюджет» организациями сектора государственного управления и решения по программной реализации закрытого контура системы.

Архитектура данных включает следующие описания:

  • категории данных, обрабатываемых в Системе;
  • проектные решения по организации потоков данных;
  • оценка объемов обрабатываемых данных;
  • решения по использованию баз данных и хранилищ данных подсистемами и компонентами системы «Электронный бюджет».

Архитектура подсистемы обеспечения информационной безопасности содержит основные решения по организации информационной безопасности в системе «Электронный бюджет», функциональной и программной архитектурам подсистемы.

Для уровня технической архитектуры приводятся:

  • схемы её организации, содержащие решения при использовании двух или трех площадок центра обработки данных;
  • сетевая архитектура системы «Электронный бюджет»;
  • архитектура технических платформ, включающая аппаратные средства вычислительной техники, инфраструктуру хранения данных и описание системного программного обеспечения.

Проработаны решения по режимам функционирования, отказо- и катастрофоустойчивости системы. Разработана стратегия создания подсистем и компонентов системы. Документы и решения, разработанные на основе общих решений, приведенных в составе Системной архитектуры, детализируют их до уровня готовности к реализации.

В результате проекта были созданы решения и требования, на основании которых начата разработка подсистем системы «Электронный бюджет». Система строится по компонентой модели, функционирующей в сервис-ориентированной архитектуре, и обладающей едиными средствами интеграции, мониторинга и управления.

Отдельные результаты комплексного проектирования были использованы Федеральным казначейством при создании и развитии ведомственных информационных систем.


Пример 1. Схема функциональной архитектуры


Пример 2. Схема программной архитектуры, «наложенная» на функциональную архитектуру


Пример 3. Схема размещения

Материалы по продукту

Запросить контакты или подробности