Умный выбор меняющихся технологий

Система управления имуществом Федерального Железнодорожного Транспорта России

МПС РФ
Министерство путей сообщения РФ
Отрасль: Государственное и муниципальное управление

Инвентаризация имущества железнодорожного транспорта России

Структурная реформа Федерального Железнодорожного Транспорта России (Программа) заключается в разделении, ранее закрепленных за Министерством Путей Сообщения России функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности и передаче последних в частичное или полное ведение рынка, что, по сути, требует изменения существовавшей структуры или всего имущества, отрасли.  Для осуществления этой стратегической задачи в Программе предусмотрено проведение всеобъемлющей инвентаризации имущества и обязательств организаций железнодорожного транспорта с последующим выделением имущества, используемого в основной деятельности ФЖТ, и передаче его в Уставный фонд открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО РЖД). Затем в организационной структуре ОАО РЖД должны быть сформированы самостоятельные подразделения для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте с осуществлением соответствующей реорганизации структуры имущества, переданного в Уставный фонд ОАО РЖД. На втором этапе реформы на базе этик подразделений предполагается создание дочерних Акционерных Обществ, путем формирования и выделения определенных имущественных комплексов. Очевидно, одним из важнейших процессов реализации структурной реформы Федерального Железнодорожного Транспорта является процесс реформирования имущественных комплексов, сначала имущественного комплекса отрасли, а затем – имущественного комплекса ОАО РЖД.

На первом этапе реформы реорганизации подлежал отраслевой имущественный комплекс Федерального Железнодорожного Транспорта, включающий более миллиарда объектов учета, рассредоточенных от Сахалина до Калининграда и от Кавказа до Алтая, закрепленных более чем за 5000 организаций-балансодержателей. В числе этих объектов сложнейшие инженерные сооружения, здания, технологическое оборудование, локомотивы, вагоны, контейнеры – около 2,5 млн. только основных средств, а еще разнообразные товарные и материальные ценности, запчасти, горюче-смазочные материалы, денежные средства, ценные бумаги, долги и многое другое. При этом сроки, отводимые Правительством на решение задачи реструктуризации, были очень жесткие, например, инвентаризация всего имущества и обязательств должна была быть проведена в течение четырех месяцев!

В этих условиях штаб Реформы принял единственно возможное решение: обеспечить требуемые качество и сроки реструктуризации имущественного комплекса за счет применения новейших информационных и коммуникационных технологий. Были приняты во внимание те факты, что МПС уже имел в своем распоряжении сеть мощных и прекрасно оборудованных вычислительных центров, включая Главный Вычислительный Центр в Москве, эффективные средства передачи данных, охватывающие всю сеть железных дорог, квалифицированный и очень хорошо организованный персонал. Не хватало только прикладной программной системы, способной поддержать процессы инвентаризации имущества, обоснования, сопровождения и оформления всего комплекса действий по реформированию имущественной структуры на все сети железных дорог.

Справка

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 384 от 18 мая 2001 г. была принята Программа структурного реформирования для МПС РФ. На момент принятия программы в состав отрасли входили 17 крупных структурных подразделений (ФГУП железные дороги) и более двух тысяч организаций и учреждений.

Критерии выбора системы

Компания IBS была выбрана на основе конкурса, основными критериями которого были следующие требования к автоматизированной системе:

  • высокая степень предварительной готовности и быстрота адаптации к поставленным задачам;
  • достаточная функциональность;
  • высокая оперативность развертывания на всей сети железных дорог;
  • быстрота выполнения работ;
  • приемлемая стоимость.

В результате конкурса была выбрана уникальная по своей концепции программная технология – адаптивная отраслевая программно-инструментальная  платформа «IBS Регистр»,  оказавшаяся единственным продуктом на рынке информационных систем, полностью удовлетворяющим критериям имеющейся сложнейшей отраслевой задачи.

Три этапа реализации проекта

Первый этап реализации проекта включил в себя создание финансового реестра единого хозяйствующего субъекта. Новые стратегические задачи управления требовали высокой степени операционной достоверности информации о состоянии имущества отрасли. В рекордно короткие сроки с марта по июнь 2002 года, с помощью территориально распределенной автоматизированной системы сбора и консолидации «Регистр-СБОР» были осуществлены: документальное оформление, консолидация и верификация всей географически распределенной финансово-имущественной информации в едином отраслевом реестре, включающем 400 тысяч инвентаризационных описей (основных средств, материально-технических и нематериальных ценностей, долгов, внутрихозяйственных расчетов и т.д.). Важнейшим результатом работ первого цикла было получение с помощью аналитической системы «Регистр-РЕЕСТР» серии регламентных и аналитических отчетов, представляющих исчерпывающую картину финансового состояния  имущества предприятий и учреждений Федерального Железнодорожного Транспорта России по положению на конец 2001 года.

Ко второму этапу приступили в результате решения Штаба Реформ использовать новые возможности информационной поддержки задач реформирования отрасли, открывшиеся с появлением отраслевого реестра имущества и обеспечиваемых прикладным программным обеспечением «Регистр». В числе этих возможностей – детализация структуры имущества и создание единой отраслевой электронной картотеки основных средств. Подробное представление структуры имущества отрасли потребовалось для корректного обоснования перечней имущества, предназначенного для внесения в уставной фонд ОАО РЖД, и обязательств, которые ОАО РЖД должно унаследовать от реорганизуемых предприятий отрасли. Единая отраслевая картотека основных средств была задумана специалистами МПС как основа нового подхода к управлению имуществом отрасли – подхода, позволяющего интегрировать различные аспекты управления: финансовый, функциональный, технологический – на единой информационной базе. Работы, выполняемые на втором этапе проекта, отличались радикально возросшим объемом собираемой информации (дополнительно к 450 тыс. инвентаризационным ведомостям были собраны 2,5млн. карточек основных средств), однако выполнены были в более короткие в сравнении с первым этапом сроки за счет использования модернизированных модификаций программного обеспечения «Регистр». Представленная в Правительство отчетная информация позволила согласовать и утвердить перечни имущества и обязательств, предназначенных для передачи в ОАО РЖД.

Третий этап проекта преследовал цель окончательной подготовки официальных актов, которыми оформлялся юридический факт передачи имущества от ряда организаций системы Федерального Железнодорожного Транспорта в ОАО РЖД. Чтобы учесть изменения в составе и характеристиках имущества и обязательств, произошедшие с момента начала последней инвентаризации, был осуществлен очередной цикл инвентаризации, включая обновление картотеки основных средств. В результате была получена обновленная версия реестра имущества, из которой на основе заданных критериев были сформированы окончательные версии передаточных актов.

В крайне сжатые сроки с помощью отраслевой системы «Регистр» было сформировано полное описание всего имущественного комплекса крупнейшей отрасли страны. Гибкость инструментальной платформы позволяет адаптироваться к возникающим в ходе реструктуризации отрасли изменениям в методиках управления. Персонал по всей стране работает с этой системой на местах, получая все обновления через специальные каналы связи, а руководства обрело возможность оперативного доступа к любому информационноимущественному срезу на высоком уровне операционной достоверности и готовности.

Модель имущественного комплекса, созданная с помощью автоматизированной информационной системы «Регистр», позволяет заказчику получать не только масштабные отчеты, но и ценные информационные выборки для анализа и последующего принятия решения по оптимизации и управлению стоимостью имущественного комплекса и отдельных объектов в русле стратегического планирования. Несмотря на сложность и разветвленность инфраструктуры предприятий и организаций отрасли с использованием системы «Регистр», структура имущества Федерального железнодорожного транспорта стала абсолютно прозрачной и легко управляемой.

А. Белова, Заместитель Министра путей сообщения РФ: «Система инвентаризации, созданная МПС России совместно с Министерством имущества и Министерством Финансов при участии компании IBS беспрецедентна и уникальна в российской практике. Теперь мы знаем абсолютно точно, чем владеет Министерство. Новый детализированный реестр имущества позволит значительно повысить эффективность работы создаваемого РАО РЖД»

Материалы по продукту

Запросить контакты или подробности