Умный выбор меняющихся технологий

Интеграция данных

Кирилл Кузин руководитель проектов департамента по работе со сферой государственных финансов

Зачем нужна Интеграция данных?

Данные создают наибольшую ценность в результате обогащения другой информацией из различных источников. Например, данные о ходе исполнения бюджетов организаций, обогащенные сведениями о контрактации, результатах заключения и исполнения государственных контрактов, позволяют сделать выводы о качестве организации бюджетного процесса и эффективности финансового менеджмента. Если обогатить эти данные информацией о результатах оказания государственных услуг, можно сделать выводы о показателях эффективности деятельности организаций. А если эта организация имеет территориально распределенную сеть – об эффективности деятельности ее структурных подразделений.

Однако обогащение данных – не всегда простая в реализации задача. Первая трудность, с которой сталкиваются на практике – различия в структуре и составе справочников. Например, справочники структурных подразделений организации могут быть разными для моделей данных интегрируемых информационных систем. Другой пример: показатели, получаемые из нескольких систем, могут иметь отличающиеся размерности. В таких случаях необходимо проводить гармонизацию данных.

Вторая трудность – выбор оптимального способа интеграции информационных систем. В большинстве случаев, если речь идет об интеграции нескольких внешних систем, требуется использование сервисов СМЭВ 3.0. Такое требование, как правило, влечет за собой разработку более сложных интеграционных сервисов, понимание инфраструктуры электронного правительства.

Какие задачи позволяет решать Интеграция данных?

В рамках проектов по интеграции данных решаются следующие задачи:

  • Подключение к СМЭВ для организации межведомственного информационного взаимодействия
  • Интеграция систем заказчика между собой для реализации сквозных бизнес-процессов
  • Интеграция систем заказчика с внешними информационными системами для обеспечения регламентного обмена информацией

Примерный состав работ проекта по интеграции данных:

  • Анализ и описание информационных ресурсов, подлежащих интеграции
  • Разработка модели данных, модели информационных потоков
  • Разработка и описание процессов информационного взаимодействия
  • Описание структуры и состава используемых справочников и классификаторов, разработка матриц переходов
  • Проектирование и разработка сервисов информационного взаимодействия
  • Помощь в регистрации участника электронного взаимодействия, информационных систем, видов сведений (для СМЭВ)
  • Тестирование и передача в промышленную эксплуатацию

Длительность проекта по интеграции данных зависит от количества интегрируемых информационных систем и числа показателей / информационных ресурсов, подлежащих передаче.

В среднем длительность проектов такого рода – от 6 месяцев до 1 года.

Проекты

Федеральное казначейство

Федеральное казначейство

Государственная автоматизированная система «Управление»

Практически все госорганы сегодня перешли на работу в системе межведомственного электронного взаимодействия. Площадкой для обмена данными между ними стала государственная автоматизированная система управления (ГАС «Управление»). В чем плюс такого обмена информацией?

ГАС «Управление» стала информационным хабом – площадкой, где можно обмениваться данными, причём, юридически значимыми. Это означает, что все данные, которые поступают в систему, подписываются электронной подписью поставщика. Органы государственной власти на федеральном уровне и регионы уже активно пользуются этой площадкой. Ее использование позволяет уйти от бумажного документооборота и повысить качество и достоверность данных, в том числе данных отчётности.

Например, раньше Счётной палате нужно было сделать несколько информационных запросов, чтобы собрать данные по региональной статистике. Сейчас же данные поступают напрямую из государственной информационной системы «Управление». Только осенью 2016 года Счётная палата получила из системы более 4 тысяч показателей. При этом для того, чтобы получить данные, не нужно писать письма с запросами: система работает по заранее настроенным сервисам, которые упрощают информационное взаимодействие.

В 2017 году в информационной системе управления ведется более 514 тысяч показателей, около 81 тысячи документов стратегического планирования, отражаются операции движения денежных средств по более чем 11 тысячам лицевых счетов по государственным контрактам.

Запросить контакты или подробности