Умный выбор меняющихся технологий

Автоматический весогабаритный контроль

Статья Альберта Хайдарова

Многие регионы России осознали необходимость создания системы автоматического весогабаритного контроля (СВГК). В некоторых регионах она уже реализована и запущена в эксплуатацию, другие двигаются в этом направлении. Появился опыт как реализации, так и эксплуатации. На примере осуществленных проектов хотелось бы выделить и обсудить принципы и особенности реализации и эксплуатации региональной cистемы ВГК.

Для чего система ВГК региону?

Реализация системы ВГК на автомобильных дорогах – значимое для региона мероприятие в рамках реализации задач Правительства РФ по обеспечению сохранности автодорог. Это один из самых эффективных инструментариев, позволяющих выявить нарушения действующего законодательства в сфере перевозок крупногабаритных и/или тяжеловесных транспортных средств. Статистика показывает, что количество нарушителей после автоматизации снижается более чем в 100 раз. Снижение количества нарушителей, а это в основном транспортные средства, осуществляющие движение с перегрузом, позволяет значительно повысить безопасность движения и сократить ущерб автодорогам и, как следствие, сэкономить бюджетные средства на ремонт автодорог. Кроме того, в дорожный фонд региона поступают оплаты по штрафам от нарушителей и, при выдаче специальных разрешений, плата в счет возмещения вреда автодороге.

В чем преимущества системы автоматического весогабаритного контроля?

Система позволяет определять габариты, массу транспортного средства, массу на каждую ось с учетом скатности и другие параметры. Фактически строится 3D-модель транспортного средства – без необходимости остановки или снижения скорости ТС. После определения параметров ТС система проверяет наличие специальных разрешений в Федеральной и региональной системе выдачи разрешений. В случае отсутствия разрешения на проезд с превышением выставляется штраф – в автоматическом режиме, без участия человека.

Нарушения, фиксируемые СВГК в автоматическом режиме:

  • Статья 12.21.1 КоАП РФ – нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. Штраф от 150 до 500 тыс. руб.;
  • Статья 12.9 – превышение установленной скорости движения транспортного средства. Штраф от 500 до 5000 руб.;
  • Статья 12.15 – движение по обочине и выезд на полосу, предназначенную для встречного движения. Штраф от 1000 до 5000 руб.

Комплексы работают в режиме 24х7 и обеспечивают круглосуточный контроль проездов. Таким образом, система ВГК создает равные условия контроля для всех участников дорожного движения и обеспечивает неотвратимость наказания в случае выявления нарушений правил.

Особенности реализации системы ВГК

Компания IBS с 2013 года занимается темой ВГК. Специалистами IBS разработано специализированное ПО для обеспечения выдачи спецразрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов федерального уровня, также создана система «Мониторинг транспортного потока на федеральных пунктах весового контроля». Система мониторинга интегрирована с системой выдачи спецразрешений. Начиная с 2014 года компания IBS реализовала более 20 проектов по созданию СВГК. Например, внедрена первая очередь системы ВГК в Калининградской области, в настоящий момент реализуется 2-я очередь (планируется до конца 2018 года запустить девять автоматических пунктов ВГК), реализованы системы ВГК в Нижегородской и Астраханской областях, установлены и внедрены восемь комплексов АПВГК на федеральных автодорогах. Значительный опыт реализации региональных проектов позволил нам определить набор мероприятий и ряд ключевых моментов, на которые хотелось бы обратить особое внимание:

  • Реализация системы автоматического весогабаритного контроля:
    Залогом безотказной и долговременной работы комплекса является качественная дорога. Для корректного определения параметров ТС отклонения параметров дороги должны быть в строгих пределах, которые измеряются миллиметрами. В случае выхода за допустимые границы требуется ремонт (шлифовка) покрытия либо его замена. Помимо замены покрытия требуется и замена дорогостоящих датчиков, вмонтированных в асфальт. Стоимость всего ремонта исчисляется миллионами рублей. Первые опыты строительства АПВГК выявили необходимость приведения к нормативному качеству участков дорог. Просто прописать в ТЗ, что дорога должна соответствовать ГОСТам или приказу Минтранса, недостаточно. Необходимо контролировать процесс укладки дорожной одежды на всех стадиях, начиная с основания дороги и заканчивая анализом качества асфальта.
  • Автоматизация процесса выдачи специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов:
    При формировании признаков нарушений одним из ключевых моментов является необходимость проверки наличия выданного специального разрешения и заполнение номера выданного спецразрешения в постановлении о правонарушении по ст. 12.21.1. Обязательны наличие электронной базы выданных специальных разрешений и интеграция с федеральной системой выдачи спецразрешений. Интеграция обеспечивается подключением через соответствующие сервисы СМЭВ. Также необходимо обеспечить взаимодействие с информационными системами ГИС ГМП, ФНС и порталом госуслуг.
  • Обеспечение формирования в автоматическом режиме информации о признаках нарушений (с учетом проверки на наличие выданных специальных разрешений) с последующей передачей в ЦАФАП ГИБДД МВД по защищенному каналу информации о правонарушениях (с предварительной квалификацией по ст. 12.21.1 в необходимом формате):
    По опыту реализации проектов, организация интеграции с информационными системами ЦАФАП является одной из ключевых и сложных задач. Должны быть подписаны соглашение о межведомственном взаимодействии и регламент информационного обмена между органом исполнительной власти региона, являющимся владельцем системы ВГК, и МВД. Также необходимо обеспечить соответствие требованиям к составу передаваемых данных и безопасности каналов передачи данных.

Особенности эксплуатации СВГК в регионах

Для обеспечения бесперебойной работы системы ВГК с момента запуска системы необходимо организовать обязательное сервисное сопровождение комплексов АПВГК и программного обеспечения, плановую замену оборудования по истечении гарантийного срока, фонд аварийно-восстановительных работ. Рекомендации для исключения опротестования штрафов в судах:

  • Региональная система выдачи спецразрешений должна быть интегрирована с Федеральной системой выдачи ФКУ «Росдормониторинг»;
  • Электронное взаимодействие с ГИБДД МВД (ЦАФАП) должно включать интеграционный сервис передачи информации в ЦАФАП УГИБДД МВД региона в соответствии с требованиями МВД по информационной безопасности;
  • Комплексы АПВГК должны соответствовать требованиям Минтранса России, МВД России, иметь не просроченные Свидетельство об утверждении типа средства измерения с параметрами, соответствующими требованиям МВД, и Свидетельство о поверке комплексов;
  • Необходимо обеспечить регулярную проверку соответствия участка, на котором расположен АПВГК, требованиям Приказа № 119 Минтранса России;
  • Организовать своевременное информирование о сезонных ограничениях, вводимых на контролируемых участках;
  • Обеспечить обязательное наличие предупреждающих знаков: в т.ч. об автоматической фотовидеофиксации нарушений, допустимых нагрузках и ограничениях на участке, ограничениях по скорости. Также должно быть обеспечено информирование водителей о выявлении превышений установленных нормативов.
  • Одним из ключевых вопросов эксплуатации системы является подтверждение точности и корректности работы АПВГК. Поэтому особое внимание мы обращаем на проведение мероприятий по поверке и калибровке. Мероприятия должны проводиться строго в соответствии с методикой поверки (утверждается вместе с типом средства измерения).

В 2017 году в Калининградской и в Нижегородской областях неоднократно проводились организованные перевозчиками дополнительные проверки точности измерений комплексами АПВГК. Контрольные проверки показали, что точность измерений укладывается в норматив допустимой погрешности, включая и инертные и наливные грузы. В качестве дополнительных рекомендаций можно высказать необходимость антивандальной защиты оборудования, круглосуточной охраны непосредственно в районе установки АПВГК и страхования оборудования. В местах возможного объезда пункта АПВГК помимо знаков, запрещающих проезд крупногабаритных автомобилей, установить технические средства, ограничивающие высоту транспортного средства.

Автор: Альберт Хайдаров

Поделиться:

Альберт Хайдаров директор департамента по работе с региональными управлениями дорожного хозяйства Другие публикации и комментарии эксперта
Если Вы хотите получать нашу рассылку, пожалуйста, заполните регистрационную форму.
Все материалы