Как интернет вещей помогает экономить в дорожном строительстве

Проект Meduza и IBS о том, как промышленный интернет вещей меняет бизнес, государство и нашу повседневную жизнь
Источник: Meduza

«Медуза» и IBS продолжают рассказывать о том, как интернет вещей применяется в разных сферах – от образования до продажи одежды. Мы даже написали карточки о том, как интернет вещей меняет вообще все. Настала пора узнать, что технологии IoT успешно используются и в строительстве дорог. В отличие от многих других областей именно в дорожном строительстве интернет вещей сразу прижился, потому что действительно выполняет свою задачу: помогает сохранить деньги.

Интернет вещей – словосочетание, которое в последние годы постоянно встречается в разговорах о техническом прогрессе. Если объяснять кратко, суть в том, что объекты, как и люди, способны обмениваться информацией с помощью интернета и других каналов и работать без участия человека.

Так или иначе интернет вещей применяется в огромном количестве областей: медицине, образовании, автостраховании, сельском хозяйстве, спорте и множестве других. Часто проекты, связанные с IoT, напоминают фантастическую книгу об эпохе, когда всю работу за человека будут выполнять роботы. И, как правило, чем ближе проект к жанру научной фантастики, тем дальше он от реальной жизни. Но в некоторых случаях эта концепция становится более приземленной – в прямом смысле слова.

В дорожном строительстве технологии, связанные с интернетом вещей, используются довольно давно и, в отличие от многих других сфер, не только в США. Задачи новых технологий в этой области самые прагматические: сокращение издержек и повышение прибыли. Один из простых примеров применения, который популярен везде, где приходится следить за оборудованием: RFID-метки.

В дорожном строительстве такие метки устанавливаются на машины и другую технику, чтобы всегда можно было понять, где что находится. Кому-то покажется, что это не самая очевидная необходимость, но на крупных строительных объектах, где используются десятки машин, такие метки позволяют экономить массу времени и, соответственно, денег. Однако RFID-метками никого не удивишь – в конце концов, их даже крепят на одежду и другие товары в магазинах.

Есть множество современных устройств, которые позволяют эффективнее пользоваться дорожной техникой и соблюдать строгие ГОСТы, не позволяющие сильно отклоняться от проекта. При строительстве новой дороги прежде чем укладывать асфальт нужно провести множество подготовительных работ: расчистить и выровнять земляное полотно, уплотнить основание дороги, выравнять и уплотнить слои дорожной «одежды». Проведение этих работ в ручном режиме требуют высокой квалификации машинистов. Но если техника оснащена специальной системой управления, ее можно переключить в автоматический режим – и работать в три смены, например.

К примеру, если в компьютер бульдозера загрузить трехмерную цифровую модель проекта, то он выровняет полотно дороги с точностью до 1-2 см. Ориентироваться технике в пространстве помогает приемник ГЛОНАСС/GPS. Система управления позволяет в режиме реального времени проверить объем работы, проделанной каждой конкретной машиной, отклонения от плана и расход топлива. Благодаря 3D-картинке можно быстро оценить оставшийся объем работ, а система контроля уплотнения позволяет заранее определить опасные участки дороги и нанести их на карту.

Автоматизация позволяет эффективнее использовать бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, виброкатки и другие строительные машины. Машинисты меньше утомляются, выработка увеличивается, а число ошибок уменьшается.

Еще один способ, с помощью которого интернет вещей позволяет экономить строителям – превентивный контроль технического состояния машин. Строительные машины снабжаются датчиками, способными быстро предупредить компанию о поломке или даже об угрозе поломки. Если узнать о неполадках заранее, это, как правило, позволяет сохранить хотя бы часть денег. Сперва такие устройства ставили только на крупные машины, которые было особенно дорого чинить, но сейчас технологии стали сильно дешевле, так что их используют и на более мелких машинах.

Мнение эксперта в статье
Команда экспертов IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Посещая сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.