Комплексное проектирование государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»
Государственный контракт № 0173100003012000026.
Основной целью создания системы «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Система «Электронный бюджет» создается в соответствии с Концепцией создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 1275-р. В указанной Концепции определены цель, задачи, принципы и результаты создания и развития системы «Электронный бюджет», основные направления, а также механизмы и этапы создания и развития системы «Электронный бюджет».
Цели комплексного проектирования:
- разработка совокупности решений по организации и структуре элементов системы «Электронный бюджет», имеющих принципиальное значение для функционирования системы в целом, и решений по способам и вариантам перехода к целевому состоянию архитектуры системы «Электронный бюджет»;
- анализ вариантов и разработки проектных решений по ключевым компонентам системы – технологической основе, подсистемам обеспечения информационной безопасности и юридической значимости электронных документов, ИТ-инфраструктуре;
- формирование требований к технологическим и функциональным подсистемам системы;
- разработка пакета методических материалов и документов, определяющих порядок разработки компонентов системы и шаблоны разрабатываемой документации;
- создание методик расчета требований к аппаратному обеспечению системы.
Выполнение работ по комплексному проектированию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» было регламентировано требованиями Государственного контракта № 0173100003012000026. Государственный контракт предусматривал выполнение работ в 4 этапа, начиная с разработки общих решений по системе до формирования детальных требований к подсистемам и компонентам системы.
В ходе проекта, в период с 2012 до 2014 года, были выполнены следующие работы:
- разработка системной архитектуры системы «Электронный бюджет»;
- разработка технического задания на систему «Электронный бюджет»;
- разработка моделей угроз и нарушителя информационной безопасности системы «Электронный бюджет»;
- разработка требований к ИТ-инфраструктуре системы «Электронный бюджет»;
- разработка требований к подсистеме обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
- разработка требований к подсистеме обеспечения информационной безопасности и подсистеме обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
- разработка требований к подсистеме управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
- проектированию ИТ-инфраструктуры системы «Электронный бюджет»;
- разработка методических материалов для формирования требований к аппаратному обеспечению со стороны функциональных подсистем системы «Электронный бюджет»;
- разработка технических требований на товары и услуги для реализации компонентов ИТ-инфраструктуры системы «Электронный бюджет»;
- проектирование подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
- разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
- проектирование подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
- разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
- проектирование подсистемы управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
- разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
- разработка общих требований к функциональным подсистемам, требований к интеграции и информационному взаимодействию системы «Электронный бюджет» с внешними системами;
- разработка технических заданий на создание открытой части Единого портала бюджетной системы Российской Федерации и функциональных подсистем первой очереди:
- учет и отчетность;
- управление кадровыми ресурсами;
- управление нефинансовыми активами;
- управление закупками;
- информационно-аналитическое обеспечение.
- разработка технических заданий на создание функциональных подсистем второй очереди:
- бюджетное планирование;
- управление расходами;
- управление денежными средствами.
- разработка технических заданий на создание функциональных подсистем третьей очереди:
- управление долгом и финансовыми активами;
- управление доходами;
- финансовый контроль;
- разработка пакета организационно-методических материалов для обеспечения процессов разработки и сопровождения функциональных подсистем системы «Электронный бюджет».
Все результаты работ были согласованы с заказчиком. Ключевые результаты согласовывались Координационной комиссией, рабочими группами и экспертной группой по «Электронному бюджет», созданными Министерством финансов.
Основой для проектирования решений и разработки требований стала Системная архитектура системы «Электронный бюджет», сформированная с использованием методологии TOGAF (The Open Group Architecture Framework), с выделением уровней функциональной архитектуры, программной архитектуры, архитектуры данных и технической архитектуры.
На уровне функциональной архитектуры описаны основные решения по функциональным и технологическим подсистемам системы и Открытой части Единого портала бюджетной системы РФ, компонентам технологических подсистем, функциям технологических подсистем и их компонентов. Для функциональной архитектуры приведено описание функционального взаимодействия между подсистемами системы и их компонентами и основные решения по порядку выполнения функций в функциональных подсистемах.
Программная архитектура описывает типовые классы программных продуктов и программных платформ, обеспечивающих выполнение функций системы, содержит схему программной архитектуры с отображением типовых классов программных продуктов на подсистемы, компоненты и функции системы «Электронный бюджет», описывает стандарты программного взаимодействия между компонентами системы.
Для программной архитектуры приведены принципы использования программного обеспечения системы «Электронный бюджет» организациями сектора государственного управления и решения по программной реализации закрытого контура системы.
Архитектура данных включает следующие описания:
- категории данных, обрабатываемых в Системе;
- проектные решения по организации потоков данных;
- оценка объемов обрабатываемых данных;
- решения по использованию баз данных и хранилищ данных подсистемами и компонентами системы «Электронный бюджет».
Архитектура подсистемы обеспечения информационной безопасности содержит основные решения по организации информационной безопасности в системе «Электронный бюджет», функциональной и программной архитектурам подсистемы.
Для уровня технической архитектуры приводятся:
- схемы её организации, содержащие решения при использовании двух или трех площадок центра обработки данных;
- сетевая архитектура системы «Электронный бюджет»;
- архитектура технических платформ, включающая аппаратные средства вычислительной техники, инфраструктуру хранения данных и описание системного программного обеспечения.
Проработаны решения по режимам функционирования, отказо- и катастрофоустойчивости системы. Разработана стратегия создания подсистем и компонентов системы. Документы и решения, разработанные на основе общих решений, приведенных в составе Системной архитектуры, детализируют их до уровня готовности к реализации.
В результате проекта были созданы решения и требования, на основании которых начата разработка подсистем системы «Электронный бюджет». Система строится по компонентой модели, функционирующей в сервис-ориентированной архитектуре, и обладающей едиными средствами интеграции, мониторинга и управления.
Отдельные результаты комплексного проектирования были использованы Федеральным казначейством при создании и развитии ведомственных информационных систем.
Пример 1. Схема функциональной архитектуры
Пример 2. Схема программной архитектуры, «наложенная» на функциональную архитектуру