«Яндекс» рассчитывает на «большие данные»

Сергей Мацоцкий, председатель правления IBS, комментирует кадровые назначения в компании Яндекс
Источник: Ведомости

«Яндекс» начал проект по обработке больших массивов информации. Для руководства им компания переводит из «Яндекс.Денег» его гендиректора Евгению Завалишину

Миллиардные перспективы

По данным аналитиков компании Wikibon, в 2013 г. рынок продуктов и услуг, связанных с Big Data, вырос на 58% до $18,6 млрд. Около 40% доходов получены от предоставления услуг, 38% от продажи оборудования и 22% от продажи программного обеспечения. Wikibon прогнозирует, что в 2014 г. этот рынок достигнет $28,5 млрд, а к концу 2017 г. $50 млрд. Прогноз IDC скромнее $23,8 млрд в 2016 г.

Гендиректор «Яндекс.Денег» Евгения Завалишина покидает свой пост, чтобы заняться в «Яндексе» новым международным проектом, говорится в сообщении «Яндекс.Денег». Место Завалишиной в платежной системе займет Мария Грачева, ранее работавшая директором по развитию «Яндекс.Денег».

В сообщении говорится, что новый проект Завалишиной связан с Big Data («большие данные» базы разрозненных данных, объем которых требует разработки специальных инструментов для их обработки. «Ведомости»). Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова отказалась раскрыть подробности проекта.

Об интересе «Яндекса» к Big Data рассказал в феврале 2014 г. в интервью журналу «Секрет фирмы» гендиректор поисковика Аркадий Волож. По его словам, первые эксперименты с Big Data «Яндекс» начал в 2012 г. в области геологоразведки, приобретя долю в компании «Сейсмотека». И сейчас у компании есть заказы от нефтяных компаний российской «Роснефти», норвежской Statoil. «Сейчас за четыре часа считается то, на что раньше уходило 26 дней. Результат приток новых контрактов», рассказывал Волож. По его словам, «Яндекс» уже зарабатывает на Big Data первые миллионы долларов.

Сейчас «Яндекс» работает над анализом с Big Data в реальном времени. «Например, в современном самолете тысячи датчиков во время полета измеряют давление, температуру, вибрацию и проч. По этим данным можно лучше просчитать маршрут и сэкономить 2% горючего. А 2% горючего в мире это миллиарды долларов в год», говорил Волож.

А в 2013 г., по словам Воложа, по просьбе одного из мобильных операторов «Яндекс» сделал прогноз, кто из его абонентов может уйти к другому оператору. Правда, ни один из представителей операторов «большой тройки» не признался, что их компании заказывали «Яндексу» такой прогноз.

«Мы сотрудничаем с Яндексом , но не по проектам Big Data», говорит представитель «Мегафона» Татьяна Зверева. По ее словам, «Мегафон» сам занимается определением недовольных или склонных к оттоку клиентов: «Для нас важно сохранить конфиденциальность информации о клиентах». Большинство мировых операторов также предпочитают не рисковать данными абонентов и анализируют эту информацию сами, добавляет она.

МТС сотрудничает с «Яндексом» с прошлого года, но речь идет о «Яндекс.Картах» для смартфонов, где в разделе «Мониторинг связи МТС» абонент оператора может сообщить о проблемах со связью, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Обработка больших данных применяется во всех областях от спецслужб до финансовых и телекоммуникационных компаний, говорит вице-президент IBS Group Сергей Мацоцкий. Например, после пропажи малазийского «Боинга» Rolls-Royce еще несколько часов получал данные двигателей самолета, и обработка этих данных тоже Big Data. Для «Яндекса» это родной рынок, продолжает Мацоцкий: при переводах или индексации используется та же самая технология, что и при обработке больших данных. То, что «Яндекс» решил вплотную заняться этой темой, хороший шанс для России выйти и на международный рынок Big Data, считает он.

Анастасия Голицына

Мнение эксперта в статье
Сергей Мацоцкий
Основатель IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Посещая сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.