ООП (объектно-ориентированное программирование) — это парадигма программирования, в которой основными строительными блоками являются объекты. Объекты объединяют данные (состояние) и методы (поведение), которые работают с этими данными, в единое целое.
ООП позволяет строить гибкие, расширяемые и масштабируемые программные системы, благодаря чему остается одной из самых востребованных парадигм в современной IT-разработке.
Объект в программировании — это как реальный предмет: у него есть свойства (например, цвет, вес) и действия (например, двигаться, менять цвет). Если мы программируем систему, работающую с машинами, то у каждой машины (объекта) будут свои характеристики и функции.
ООП позволяет:
логично структурировать код;
избегать повторений;
переиспользовать компоненты;
упростить сопровождение и масштабирование проекта.
В основе объектно-ориентированного подхода лежат четыре ключевых принципа:
Инкапсуляция
Объект скрывает внутреннее устройство и предоставляет только необходимый внешний интерфейс. Это уменьшает связанность компонентов и упрощает сопровождение.
Наследование
Один класс (объект-шаблон) может наследовать свойства и поведение другого. Это позволяет создавать более специализированные классы на основе общих.
Полиморфизм
Разные объекты могут реализовывать одинаковые методы по-разному. Это упрощает работу с обобщенными интерфейсами и расширение функциональности.
Абстракция
Сложные системы представляются в виде простых моделей, скрывающих ненужные детали. Программист оперирует понятиями "что делает", а не "как именно".
Парадигма ООП лежит в основе множества популярных языков программирования: Java, Python, C++, C#, PHP и других. Она используется при создании веб-приложений, мобильных программ, системных решений и корпоративного ПО.
ООП хорошо сочетается с другими практиками — например, DevOps, архитектурой микросервисов, тестированием и паттернами проектирования.
В интернет-магазине каждый товар, заказ и пользователь — это объект с набором свойств и методов.
В приложении для бронирования — объекты «поездка», «пользователь», «платеж» связаны друг с другом и обрабатываются через классы.
Класс и объект
Инкапсуляция
Полиморфизм
Наследование
Абстракция
Парадигмы программирования
Языки ООП (Java, Python, C# и др.)