Data Driven — это принятие решений на основе данных. Этот подход нельзя назвать чем-то совершенно новым. Но сейчас он расширяется, охватывая управление данными и предполагая более активное участие бизнеса. Об основных принципах внедрения Data Driven рассказывает Михаил Рощин, заместитель директора отделения управления проектами и архитектуры IBS.
В работе с данными компании проходят несколько этапов зрелости. На начальном уровне решения принимаются по наитию, на основе опыта руководителя, с минимальным использованием данных. Далее организация начинает анализировать и использовать данные о прошедших событиях. Следующий этап — принятие решений на основе информации о том, что происходит сейчас. А на самом продвинутом уровне данные прошлого и настоящего используются для прогнозирования будущих событий, в том числе с помощью алгоритмов машинного обучения.
В больших компаниях подразделения часто находятся на разных уровнях зрелости: кто-то уже внедряет Data Science, а кто-то работает в Excel. И это нормально. Со временем ситуация выравнивается, особенно если делиться примерами успешных подходов.
Не стоит забывать и об опыте, накопленном внутри компании. Если сотрудник с многолетним стажем мгновенно принимает точные решения благодаря своей экспертизе, этот опыт нельзя игнорировать. Data Driven подход не заменяет, а дополняет его.
Внедрить Data Driven извне невозможно. Потребность в нем должна появиться внутри компании, причем именно у бизнеса, а не у ИТ. Ключевую роль здесь играет бизнес-спонсор — человек от бизнеса, который заинтересован в изменениях. В противном случае такие проекты обречены на неудачу.
Важно также помнить, что не все данные нужны. Их накопление впрок — бессмысленно. Собирать стоит только те данные, которые полезны для проверки конкретной гипотезы или решения задачи.
Компании, с которыми мы работаем, уже достаточно зрелые — это финансовый сектор, телеком, энергетика. У них многое внедрено, но мы можем провести комплексный аудит с точки зрения Data Driven подхода. Например, с помощью специальных метрик определить, на каком уровне зрелости находится компания, предложить стратегию перехода на следующий уровень и показать, какие бенефиты это принесет.