Задачи
Причина
Выбор надежных контрагентов напрямую влияет на устойчивость и безопасность бизнеса. О том, как можно повысить качество и скорость проверочных процедур, рассказывает Евгений Антропов, директор отделения по управлению мастер-данными компании IBS.
Команда IBS реализовала внутренний проект, позволивший проводить проверки контрагентов в сжатые сроки и с минимальным участием человека. Запрос об оптимизации этой работы поступил от финансовой службы компании.
Целевой процесс был сформулирован следующим образом: данные о контрагентах в автоматическом режиме загружаются из внешних источников — ФНС, финансовой отчетности, выписок ЕГРЮЛ и системы СПАРК; затем проводится анализ этой информации по широкому спектру метрик с возможными результатами: «Контрагент разрешен», «Контрагент запрещен» или «Необходима ручная проверка». В случаях, когда требуется дополнительная проверка, предусмотрена автоматизация сбора необходимых документов.
Для достижения целей проекта предстояло найти решение, которое обеспечит ведение большого количества справочников, а также многочисленные интеграции с внешними и внутренними системами.
В итоге был выбран собственный продукт IBS — платформа «Планета.НСИ», которая показала свою эффективность в крупных компаниях. Например, в 2024 году на ее базе был реализован проект для РЖД, где автоматизированная система для работы с НСИ включала более 1400 технологических справочников.
В качестве альтернативного варианта рассматривалась внутренняя разработка, учитывая специфические требования финансовых служб к интерфейсам и отчетности. Однако демонстрация возможностей продукта, настройка системы с участием консультантов и тесное взаимодействие с проектной командой убедили ключевых пользователей в правильности выбора.
Одно из важных преимуществ платформы — гибкость. Благодаря low-code архитектуре пользователи могут самостоятельно настраивать нужные формы и структуры данных, а большинство дополнительных проверок можно реализовать без помощи разработчиков — через специальные расширения.
Проверка благонадежности контрагентов не является профильной задачей для MDM-систем, к которым относится «Планета.НСИ», поэтому в рамках проекта возникла необходимость в ряде доработок. В их числе — специальный плагин для загрузки данных через API из сервисов ФНС и СПАРК, механизм автоматического предзаполнения атрибутов карточки контрагента на основе полученной информации, алгоритм автоматической оценки статуса благонадежности контрагента по предоставленной методологии и др.
Стоит отметить, что эти доработки платформы были оценены как перспективные для рынка.
При внедрении MDM-систем IBS придерживается комплексного подхода. Создание подобной системы всегда начинается с разработки методологии, которая определяет основные правила и принципы ведения мастер-данных. Следующий этап — классификация и нормализация данных. Далее осуществляются проектирование, установка и настройка необходимого ПО. Кроме того, важно сформировать организационные единицы, ответственные за развитие, управление и поддержку данных.
Проект, о котором идет речь, изначально не предусматривал работу с качеством данных и рассматривался как сугубо технологический. Однако, как и на внешних внедрениях, мы организовали проверку данных, по результатам которой была проведена процедура нормализации.
Для этого применялись различные подходы:
Более 80% проверок благонадежности контрагентов в IBS теперь выполняются автоматически. За счет интеграций через API с внешними сервисами они осуществляются практически мгновенно. Ручные проверки тоже стали быстрее благодаря автоматической загрузке необходимой информации. Таким образом, ввод новых контрагентов в документооборот существенно ускорился, а применение стандартных алгоритмов обеспечило единообразие в оценках.
С технологической точки зрения результатом проекта стало формирование в компании единой точки для создания и обогащения записей контрагентов. Процедуры нормализации помогли повысить точность и согласованность данных. Кроме того, в рамках проекта был разработан универсальный интеграционный шлюз для бесшовного взаимодействия между ключевыми корпоративными системами.
Более 80% проверок благонадежности контрагентов в IBS теперь выполняются автоматически. За счет интеграций через API с внешними сервисами они осуществляются практически мгновенно. Ручные проверки тоже стали быстрее благодаря автоматической загрузке необходимой информации.