Текущая попытка перехода России к цифровой экономике похожа на прыжок через непреодолимый барьер. Для достижения результата нужна не только программа цифровой экономики с дорожной картой, оставляющая варианты реализации деятельности, а новый подход к решению проблем «аналоговой» экономики, обеспечивающий ее трансформацию в «цифровую».
Россия имеет огромные заслуги по подготовке кадров для «аналоговой» экономики (базовые кафедры, дуальное образование, целевой набор, переподготовка и повышение квалификации), однако без кардинального переосмысления модели образования мы продолжим готовить кадры для «аналоговой» экономики. Система образования, заложенная в «аналоговой» экономике, будет навязывать неактуальные знания и психологические барьеры новым кадрам, которые должны совершить революцию и обеспечить переход страны в экономику данных.
Для существенного скачка «аналоговая» система образования должна стать «цифровой», а сквозные технологии — связать потребителя образования, поставщика образования и выгодоприобретателя полученного образования.
«Новая цифровая среда обитания изменит уклад человеческой жизни и потребует от него обладания навыками будущего»
Ключевые черты «цифровой» экономики будущего в сфере образования:
Стремительный рост технологий в области образования в ближайшее время сделает доступной технологическую платформу, на базе которой все заинтересованные стороны смогут получить сервисы, такие как персональное портфолио (цифровой двойник), интеллектуальный помощник и траектория персонального развития. Многообразие глобальных образовательных платформ и технологий развития компетенций (MOOC, Open Micro-Learning, Micro-credentials) создадут отдельный рынок цифровой образовательной валюты, которую можно будет покупать или зарабатывать и тратить на свое обучение.
Что будет, если государство сможет использовать данные технологии в свою пользу, чтобы совершить революцию и обеспечить переход страны в экономику данных?
Предположим, что на государственном уровне будет изменено финансирование системы образования. Вместо формирования государственных заданий для прямого финансирования образовательных организаций деньги в виде цифровой образовательной валюты будут напрямую идти в персональные «кошельки» учащихся. Обучающийся в определенный момент времени заключает смарт-контракт с заинтересовавшей его образовательной организацией (школа, колледж, техникум или вуз), по условиям которого после прохождения курсов и сдачи экзаменов образовательная организация получает деньги.
Персональное портфолио обучающегося будет содержать весь спектр его активностей, потенциально интересный для образовательных организаций и работодателей (цифровой социально-образовательный след). Такие портфолио будут анализироваться интеллектуальными цифровыми роботами: цифровым наставником (будет строить персональную траекторию на основе предпочтений и профессиональной ориентации, выявлять скрытые таланты) и цифровым HR (будет предлагать обучающемуся развитие в требуемом для работодателя направлении). Успешно сданные экзамены, тесты, выполненные задания, спортивные и творческие достижения, участие в олимпиадах и конкурсах будут поощряться через пополнение образовательного «кошелька». Чем больше и качественнее обучающийся выполнил задания, тем больше у него образовательной валюты, которая может быть использована при поступлении в образовательные организации или для оплаты дополнительных курсов. Биржа цифровой образовательной валюты будет контролироваться государством и гарантировать обмен активностей на деньги.
Индивидуальный профиль компетенций
В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» уже к концу 2019 года стоит задача по созданию формата индивидуальных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, включающих запись их учебной и трудовой деятельности и результатов.
Источник: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Академическая мобильность в Республике Казахстан
В Казахстане разработана система, позволяющая любому студенту учиться или проводить исследования на определенный академический период в другом высшем учебном заведении с обязательным перезачетом освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе или для продолжения учебы в другом вузе. В Казахстане используется европейская система трансферта и накопления кредитов (ECTS) — способ присвоения зачетных единиц компонентам образовательных программ, с помощью которых осуществляются сравнение и перезачет освоенных обучающимися учебных дисциплин при смене образовательной траектории, учебного заведения и страны обучения.
Источник: Программа академической мобильности в КазНУ им. аль-Фараби
Как сейчас устроен процесс обучения:
С точки зрения школьника, проблема в том, что результаты ОГЭ или ЕГЭ — это 99% успеха поступления на следующий уровень образования, и только 1% — остальные достижения (ГТО, олимпиады, спортивные медали). Возникает замкнутый круг, когда большинство школьников ставят себе цель — учиться решать тесты, а не осваивать навыки и компетенции для своего будущего.
Для того чтобы разорвать этот архетип, необходимо дифференцировать портфолио школьника, снизив значимость ОГЭ и ЕГЭ и добавив новые возможности для демонстрации своих знаний и компетенций школьниками, с участием независимых экспертов и работодателей.
Текущая модель процесса обучения
Шаг 1. Снижение значимости ОГЭ/ЕГЭ
Абитуриент должен поступать в образовательную организацию не только по баллам ОГЭ/ЕГЭ и результатам олимпиад. Его рейтинг должен быть дифференцирован. Например, такие успехи, как «3 месяца успешной практики в Сбербанке», «создание научно-технического стартапа, который сумел заработать более 1 млн рублей на рынке», «решения 5 интеллектуальных задач, опубликованных компанией Yandex» или «создание видео, набравшего 5 млн просмотров на YouTube», должны учитываться при зачислении на обучение. Сейчас государство может обеспечить прозрачность только баллов ОГЭ/ЕГЭ и олимпиад. С глобальной цифровизацией уже сейчас можно существенно расширить список достижений человека, которые можно достоверно подтвердить посредством современных технологий. Создание такой дифференциации позволит сформировать условия для того, чтобы человек развивался по индивидуальной образовательной траектории и на выходе получил компетенции более значимые для экономики страны.
Реализация данного шага серьезно изменит систему подготовки в школе — вместо подготовки к тестам школьники будут замотивированы получать дополнительные баллы за другие достижения. Однако это не замотивирует вузы проводить работу над улучшением качества подготовки — абитуриенты все равно придут к ним учиться за бюджетные деньги.
«Уже сейчас необходимо пересмотреть образовательные подходы, процессы и форматы, чтобы быть конкурентными для цифрового сообщества»
Шаг 2. Создание цифровой образовательной валюты
«Образовательные организации должны пройти через цифровую трансформацию и занять свое место в единой образовательной экосистеме, которая сможет обеспечить образование для цифрового общества»
Шаг 3. Создание экосистемы образовательных сервисов
В Республике Сингапур студенты самостоятельно выбирают 80% предметов
В Сингапуре одна из особенностей обучения — четкое разделение на потоки, где каждому человеку предлагают углубленно изучать только те науки, которые больше подходят по его способностям. В последние годы Министерство образования Сингапура двигается в направлении более гибкой и разнообразной системы образования. Цель состоит в том, чтобы предоставить студентам более широкий выбор предметов для удовлетворения различных интересов учеников и способов обучения. Возможность выбора того, что и как ученики узнают, побудит их к большей ответственности за свое обучение.
Источник: Ministry of Education, Singapore
Перспективная модель процесса обучения
Единая образовательная экосистема
В результате будет создана цифровая образовательная экосистема — в виде распределенной системы независимых и достоверных образовательных сервисов.
Центром системы станет персональное образовательное портфолио, цифровая образовательная валюта и система оценки уровня знаний как гарант работы и жизнедеятельности этой экосистемы.
В цифровом образовательном мире главным станет личностное развитие, которое формирует компетенции будущего, максимально точно подходящие для работодателей. Интеллектуальные помощники, оценивая когнитивные навыки человека, анализируя его биометрическое состояние, смогут подобрать каждому индивидуальную траекторию развития, чтобы помочь ему стать успешным в мире будущего.
Перспективная модель процесса обучения
В цифровом мире вуза, существующего в текущем виде, больше не будет. Образовательная система станет сетецентричной экосистемой, в которой образовательные организации трансформируются в провайдеров образовательных сервисов различного размера (глобальные, национальные, региональные, городские).
Наделение высокой самостоятельностью обучающегося в управлении своим цифровым образовательным «кошельком» для использования его в целях собственного развития позволит существенно повысить как мотивацию обучающегося, так и качество образования. Обучающийся будет иметь огромные возможности пополнить свой «кошелек» как за счет своих достижений и компетенций в совершенно разных областях, так и за счет сдачи ОГЭ/ЕГЭ.
При этом государство всегда сможет выполнить свои конституционные обязательства. Одним из важнейших критериев все равно останется государственная итоговая аттестация (ОГЭ/ЕГЭ), за результаты которой государство будет переводить цифровую образовательную валюту каждому выпускнику.
Качество образования будет контролироваться как самими обучающимися, так и работодателями. Курсы и преподаватели, которые не смогут обеспечить качественную подготовку, возможно, лишатся студентов, а значит, и финансирования.
В будущем граница между средним, профессиональным и высшим образованием сотрется. Возможно, затраты на систему образования будут компенсироваться работодателями, которые заинтересованы в наиболее качественных компетенциях потенциальных работников.
«Цифровые технологии поместят нас в единую виртуальную образовательную экосистему, в рамках которой будут взаимодействовать все ее участники»
Цифровая образовательная экосистема
«Дети, которые будут жить в начале 2020-х годов, в принципе, смогут прожить жизнь, ни разу не зайдя в школу и в университет»
В соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации» была разработана дорожная карта с предложениями по реализации концепции «Единая цифровая образовательная экосистема» (далее — «ЕЦОЭ»). Дорожная карта включает в себя набор мероприятий по четырем составляющим концепции ЕЦОЭ:
Мероприятия дорожной карты ЕЦОЭ и сроки их исполнения синхронизированы с мероприятиями программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Цифровая экономика — виртуальная среда, дополняющая «аналоговую» экономику.
«Аналоговая» экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Цифровизация — (от англ. digital, цифровой) переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств.
Цифровой двойник — (от англ. digital twin) цифровая копия всех физиологических и биологических характеристик человека, совершенных им действий, оцифровываемая в реальном режиме времени.
MOOC — (от англ. Massive open online courses) обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет, одна из форм дистанционного образования.
Open Micro-Learning — краткий обучающий материал (зачастую в интерактивном формате аудио или видео), требующий не более 5 минут для его изучения.
Micro-credentials — небольшая награда / знак отличия / сертификат, получаемый за прохождение части курса. Мотивирует ученика продолжать учиться без остановок.
Смарт-контракт — (англ. smart contract — умный контракт) компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания коммерческих контрактов в технологии блокчейн.
Блокчейн — (англ. blockchain или block chain) выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию. Чаще всего копии цепочек блоков хранятся на множестве разных компьютеров независимо друг от друга.