Управление оборотным капиталом компании в рамках антикризисной программы

Спикер IBS Алена Земцова рассказала об управлении оборотным капиталом при неблагоприятных внешних условиях
Источник: Сайт IBS

15–16 марта 2022 года в Москве прошла Семнадцатая конференция «Централизованное казначейство», организованная группой «Просперити Медиа» и порталом CFO-Russia.ru при участии IBS. Представители крупного бизнеса и государственных организаций из различных секторов экономики обсудили актуальные вопросы, связанные с казначейской функцией в современной компании. Руководитель направления финансов и казначейства в дивизионе бизнес-консалтинга IBS Алена Земцова представила слушателям доклад «Управление оборотным капиталом в рамках антикризисной программы».

Эксперт предложила взглянуть на практику управления оборотным капиталом в неблагоприятных условиях, с которыми сталкивается любая компания. Она подробно рассмотрела этапы необходимых в таких случаях антикризисных мер, а также факторы, от которых зависит успех подобной программы. Тезисы своего доклада Алена Земцова подкрепила практическими кейсами из многолетнего опыта IBS.

Современные компании нередко сталкиваются с рядом внешних вызовов, которые могут препятствовать их устойчивому росту. Это падение потребительского спроса и сокращение инвестиций в экономику, высокая волатильность курса национальной валюты, ограничение доступа к внешним рынкам капитала и другие. По мнению спикера, в подобных ситуациях руководству компании важно разработать антикризисную программу. Ее первым этапом должна стать оперативная оценка текущего финансового положения. Среди прочего, это позволит оценить риски, контролировать и реструктурировать расходы, а также перенаправить средства.

Цель второго этапа — сохранить устойчивость бизнеса. Усилия должны быть направлены на управление оборотным капиталом и увеличение денежного потока. Среди важнейших инструментов управления оборотным капиталом выделяют динамическое дисконтирование и факторинг. При применении динамического дисконтирования покупатель оплачивает счет поставщика раньше даты подписания соглашения в обмен на согласованную с поставщиком скидку. Так покупатель получает повышенную доходность, а поставщик — капитал, вовлекаемый в оборот под более низкий процент. В отличие от дисконтирования, факторинг — это финансирование компании под уступку задолженности по контракту. В этом случае исполнитель контракта уступает факторинговой компании дебиторскую задолженность заказчика и получает денежные средства в оплату уступленных обязательств. Если в динамическом дисконтировании контракт досрочно оплачивает сам заказчик, то в факторинге — сторонняя финансовая организация.

К третьему этапу антикризисных мер относится управление взаимоотношениями. Это информирование как по внутренним (сотрудники), так и по внешним каналам (клиенты, поставщики, рынок, акционеры и др.), которое позволяет вовлечь персонал в проработку антикризисных мер, а также поддерживать постоянный процесс улучшений и изменений в компании на всех уровнях управления. Не менее важной составляющей управления взаимоотношениями является и взаимодействие с финансовыми (банки, держатели облигаций, аудиторы и др.) и операционными сторонами (арендодатели, поставщики, регуляторы и др.).

Факторами успеха антикризисной программы являются оперативная оценка текущего финансового положения и умение в кратчайшие сроки адаптироваться к меняющимся условиям, в том числе своевременно принимать решения по управлению оборотным капиталом с привлечением гибких инструментов и страхованием дебиторской задолженности.

«Эффективное управление оборотным капиталом позволяет высвободить денежные средства и инвестировать их в развитие бизнеса, сократить уровень долговой нагрузки и улучшить финансовую позицию, повысить точность планирования и стоимость компании», — считает Алена Земцова.

Мнение эксперта в статье
Алена Земцова
Руководитель направления финансов и казначейства в дивизионе бизнес-консалтинга IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Посещая сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.