ОАО «Кузбаcсэнерго» – одно из крупнейших предприятий Западной Сибири, производитель и поставщик электрической и тепловой энергии, включает восемь ГРЭС и ТЭЦ общей мощностью более 4700 МВт.
Целью разработки и внедрения Унифицированной системы бухгалтерского учета ОАО «Кузбассэнерго» явилось обеспечение единого документооборота бухгалтерского учета по основным видам деятельности филиалов в автоматическом режиме. Для решения этой задачи необходимо было осуществить автоматизацию учетных операций, отражающих бизнес-процессы Компании.
Работы над проектом начались осенью 2000г. Основными факторами, повлиявшими на выбор IBS в качестве исполнителя, стали высокий уровень экспертизы, методологии и консалтинга IBS, солидный опыт специалистов IBS в области создания систем финансовой отчетности, а также опыт продуктивного сотрудничества обеих компаний.
Проект состоял из 3 основных частей: разработки стандартов ведения учета, разработки типового решения и внедрения системы.
На первом этапе проекта для формирования общей методологии и требований к системе бухгалтерского учета в филиалах Кузбассэнерго консультанты IBS провели системно-аналитическое обследование бизнесс-процессов 23 филиалов компании и существовавшей системы бухгалтерского учета.
Был разработан и утвержден проект учетной политики и план счетов, на основании которого сформированы регламенты создания и ведения бухгалтерско-финансовых справочников, формализованы процедуры бухгалтерского документооборота, формы консолидируемых данных и регламенты процесса консолидации.
С учетом особенностей ведения бухгалтерского учета разработаны методология «закрытия производства», т.е. калькулирования себестоимости и списания себестоимости на реализацию по видам деятельности и внутри вида деятельности по видам продукции, а также комплекс внутрифирменных управленческих стандартов:
Разработанные стандарты и полный перечень хозяйственных операций явились основой для автоматизации бухгалтерских и управленческих функций, повышения достоверности и оперативности получения финансовой информации, прозрачности финансовых потоков предприятия для лиц, принимающих решения.
На втором этапе проекта был реализован цикл проекта разработки заказного решения на платформе «1С:Предприятие». В рамках этого этапа были выполнены следующие виды работ:
На третьем этапе было осуществлено внедрение системы.
К техническим особенностям проекта относится, с одной стороны, необходимость поддержать многообразие видов деятельности предприятий, а с другой, – отражения этой деятельности в едином для всех предприятий плане счетов, соответствующего плану счетов корпоративного центра, что потребовало разработки очень гибкого и настраиваемого решения.
Организационные особенности проекта связаны с высокой степенью интеграции коллективов Исполнителя и Заказчика. Залогом успеха проекта явилась организация объединенной команды Исполнителя и Заказчика, включавшей, со стороны Заказчика, – программистов, руководителей IT подразделений, заместителя главного бухгалтера, а со стороны Исполнителя – консультантов, имеющих опыт разработки тиражируемых индустриальных решений.
Наличие экспертизы в решении со стороны Заказчика позволило значительно сократить затраты на массовом тиражировании, т.к. эти работы были выполнены Заказчиком самостоятельно при консультационной поддержке Исполнителя.
На сегодняшний момент система прошла опытную эксплуатацию и функционирует в рабочем режиме. Внедрение системы обеспечило руководство компании достоверной и оперативной информацией о хозяйственной деятельности ОАО.
Возможным направлением развития проекта является разработка системы учета затрат ОАО по видам деятельности, а также разработка типового решения для подразделений, осуществляющих реализацию электроэнергии, включая расчеты с населением.