Решение о проведении исследования по состоянию рынка консалтинга в России было принято IBS в связи с расширением сферы деятельности компании в области управленческого консалтинга, увеличением спектра консалтинговых услуг и выходом на новые рынки.
Целями исследования стало выяснение структуры спроса российского бизнеса на консалтинговые услуги и состояние российского рынка консалтинга в целом.
В исследовании приняли участие 47 респондентов из таких отраслей, как нефть и газ, химия, машиностроение, производство продуктов питания, телекоммуникации, финансы и страхование и других. Состав респондентов включал руководителей предприятий, руководителей функциональных направлений, начальников служб информационных технологий.
Участники круглого стола отметили, что потенциал российского рынка консалтинга велик, однако его развитие тормозится рядом причин, среди которых:
- недостаточно зрелые рыночные отношения и формы собственности, мало стимулирующие предприятия к повышению эффективности и развитию,
- неосознанность руководством компаний управленческих проблем, а также неверие в то, что их можно решить посредством привлечения внешних консультантов,
- завышенные ожидания от консалтинга, с одной стороны, и завышенные, заведомо невыполнимые обязательства, которые берут на себя консультанты, с другой.
Таким образом, общим итогом дискуссии стал вывод о том, что вопрос о готовности к использованию услуг консультантов - это общий вопрос готовности рынка к переходу к профессиональному ведению бизнеса.
Все участники сошлись на том, что во многом дальнейшее развитие этого рынка будет определяться тем, насколько консультанты, клиенты и средства массовой информации смогут продемонстрировать эффективность консалтинговых подходов и практик.
В то же время мнения экспертов и заказчиков разошлись по вопросу о том, что является критерием эффективности консалтинговой деятельности. Ряд экспертов считает, что таким показателем может служить степень реализации решений консультантов, а также достижение на предприятии исполнения решений руководства и общей согласованности действий. Представители заказчиков продемонстрировали более прагматичный подход, отметив, что большинство клиентов ожидают от работы консультантов вполне ощутимых измеряемых экономических результатов: снижения издержек и роста прибыли и т.д.
По словам Кирилла Дмитриева, заместителя генерального директора IBS, руководителя департамента управленческого консалтинга, «Основой для большей результативности консалтинга и роста доверия к нему со стороны потенциальных клиентов может стать сближение классического консалтинга и информационных технологий. В этом случае вместо томов отчетов и рекомендаций клиент получает систему управления, поддерживающую принятие и исполнение решений. ИТ сегодня – это единственный инструмент для внедрения советов и рекомендаций консультантов, для осуществления всех структурных изменений и процессов в компании». Такая тенденция прослеживается, по его мнению, в текущем соотношении проектов в области управленческого консалтинга, реализуемых IBS: из 11 проектов в стадии реализации 5 предполагают внедрение ИТ-решений, а 6 являются чисто «офф-лайновыми».
Участники круглого стола обсудили ряд дальнейших шагов по ознакомлению рынка с результатами исследования, популяризации и развитию консалтинговых услуг в России.