С 1 июля 2021 года в России вводится новая система контроля за движением товаров – Национальная система прослеживаемости. Нововведения регулирует Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ, который утвердил правки в действующую редакцию Налогового кодекса РФ (ст. 23, 88, 91, 92 и 169) и Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ст. 6.2).
Напомним, что с 1 июля 2019 года по 30 июня 2021 года на территории Российской Федерации проводился соответствующий эксперимент, целью которого было проверить работоспособность системы. Для налогоплательщиков участие в нем было добровольным. Однако со вступлением в силу Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ положения о прослеживаемости товаров приобретают обязательный характер.
Наш эксперт Татьяна Рудаева, консультант отдела налогового консалтинга компании IBS, прокомментировала правила учета и контроля прослеживаемых товаров для июньского номера журнала «Налоговые споры».
Статья отвечает на вопросы, кого касаются правила прослеживаемости и каковы новые обязанности плательщиков, как отчитываться за прослеживаемые товары и как именно инспекторы будут контролировать операции с ними. Татьяна рассказала о случаях прекращения обязанностей плательщиков, связанных с прослеживаемым товаром.
В ряде случаев обязанности плательщиков, связанные с прослеживаемым товаром, и их отслеживание прекращаются. В частности:
Сведения о прекращении прослеживаемости товара налогоплательщики (даже плательщики НДС) будут обязаны включать в ежеквартальный отчет об операциях с прослеживаемыми товарами. Такой отчет необходимо представить не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошло прекращение прослеживаемости товара. В случае вывоза прослеживаемого товара налогоплательщик должен уведомить налоговый орган в течение пяти дней с даты отгрузки товара, направив уведомление о перемещении. Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами и уведомление о перемещении должны представляться в ФНС в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Операции по выбытию товаров из прослеживаемости отражаются в отчете с указанием первичного документа, который является основанием для операций.
В законе ответственность не установлена. Ранее в законопроекте предлагалось введение штрафов, привязанных к стоимости товаров, которые отражены (должны были быть отражены) в документации по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости. Например, за непредставление или несвоевременное представление отчета и уведомлений грозит штраф в размере 5 процентов от стоимости товаров. За неисполнение уведомления о необходимости уточнения сведений по прослеживаемости в установленный срок — штраф в размере 10 процентов от стоимости товаров, по которым предложено внести исправления.