Партитура для Финансов

О создании и внедрении системы консолидации и анализа финансовой отчетности на уровне холдинга
Источник: CIO, №3(93), 2010

Исторически предприятия, входящие в состав группы РМК, самостоятельно развивали системы бухгалтерского и управленческого учета, используя ранее существовавшие платформы либо самостоятельное понимание задач учета руководством производственных предприятий. Использование предприятиями РМК разнородных систем затрудняло управление активами, осуществление контроля финансово-экономических показателей предприятий, оценку их эффективности, а также формирование консолидированной управленческой отчетности на основе единой корпоративной методики.

Активное присутствие группы РМК на рынках международных синдицированных кредитов, использование публичных долговых продуктов сформировали внутренний запрос компании на унификацию учетных данных, на получение возможности предоставления отчетных и аналитических данных по любому производственному предприятию в едином формате, на сокращение сроков закрытия консолидированной отчетности на уровне группы. Следовательно, компания нуждалась в оперативном внедрении приложения, позволяющего консолидировать данные в понятном аудиторам формате.

Разработка ИТ-стратегии собственными силами осложнялась отсутствием выделенной функции ИТ-директора. Кроме того, компания не располагала большим опытом внедрения современных комплексных информационных систем. Это затрудняло определение последовательности внедрения ИТ-решений и их оптимальный выбор.

Реализация проекта

Первоначально РМК был объявлен открытый конкурс на внедрение единой комплексной корпоративной информационной системы. В конкурсе принял участие ряд западных и российских поставщиков ИТ-услуг, поступило большое количество конкурсных предложений. Выбор РМК был сделан в пользу компании IBS. Проанализировав специфику бизнес-процессов РМК, специалисты  IBS  предложили концепцию последовательного решения комплекса ИТ-задач РМК. «Мы посоветовали для начала ограничиться решением самых насущных – финансовых – вопросов и не пытаться охватить весь комплекс задач сразу, – рассказывает Илья Орлов, директор сегмента «Металлургия и машиностроение» департамента корпоративных систем управления компании IBS. – Таким образом можно было быстро закрыть наиболее острые потребности и в то же время дать заказчику возможность без спешки проанализировать бизнес-процессы сточки зрения их поддержки средствами ИТ».

Платформой новой системы было выбрано мультивендорное решение, предложенное компанией IBS: автоматизация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях реализуется на собственном продукте «IBS Финансы», разработанном на платформе «1С:Предприятие 8.1», а на уровне группы за консолидацию отчетности отвечает решение SAPSEM-BCS.

– Такое сочетание программных продуктов направлено на минимизацию стоимости и времени внедрения системы, – объясняет Сергей Кумов, директор проектов сегмента «Металлургия и машиностроение» департамента корпоративных систем управления компании IBS. – Решение ориентировано на компании с филиальной структурой, так как позволяет проводить тиражирование на местах при относительно небольших затратах за счет параметрической настройки системы и унификации правил ведения учета и подготовки отчетности, управления расчетом себестоимости выпуска готовой продукции и полуфабрикатов, централизованного контроля и управления исполнением требований учетной политики, полной прозрачности для пользователей учетной модели и унификации правил работы с системой.

Предложенный IBS подход отличается от традиционного, при котором в такой ситуации компания ограничивается внедрением консолидационного ПО, отдавая формирование отчетов на откуп предприятиям, которые выполняют эту работу различными средствами, порой и с привлечением ручного труда. Понятно, что популярный традиционный поход имеет существенные недостатки. Поскольку исходный уровень автоматизации предприятий не гарантировал оперативного сбора данных, необходимых для отчетности, встал вопрос о внедрении соответствующих ИТ-решений. Однако существующие инфраструктура и уровень ИТ-квалификации персонала предприятия не позволяли сделать это в сжатые сроки. Поэтому IBS предложил стандартизировать финансовую отчетность во всех филиалах с тем, чтобы эти данные были гарантированно достоверными и соответствовали единым корпоративным требованиям. Это также можно было решать разными способами – например путем внедрения ERP-системы. Однако IBS предложила компромиссный вариант. «Он предполагал, – рассказывает Илья Орлов, – легкое решение, которое, с одной стороны, позволяет выполнить задачи финансового менеджмента (обеспечить ведение финансового учета на предприятиях в соответствии с требованиями группы компаний), а с другой – не требует внедрения масштабных систем. Таким образом, быстро решив насущные задачи, можно подготовить РМК к масштабным ИТ-проектам, которые предстоят компании в дальнейшем».

Решение «IBS Финансы» разработано на платформе «1С:Пред-приятие 8.1» специально для распределенных холдинговых структур. В состав РМК входит множество разных предприятий, на каждом из которых исторически сложилась своя культура ведения финансового учета, специфика учетной политики, свой, отличный по уровню квалификации штат сотрудников. «Быстро создать единую учетную систему в такой ситуации сложно, – рассуждает Сергей Кумов. – Необходимо вырабатывать методику, учетную политику, проводить обучающие семинары для работающего персонала и вести поиск сотрудников требуемого уровня квалификации, а это требует продолжительного времени. Нужно учитывать и уровень готовности имеющейся ИТ-инфраструктуры».

Надо отметить, что коробочное решение «1С» поддерживает выполнение типовых задач в сфере финансового учета и отчетности. Но в случае крупного предприятия или группы компаний, располагающих своим планом счетов, имеющих свои требования по детализации, коробочную версию приходится серьезно дорабатывать. Такие проекты предусматривают разработку дополнительной функциональности. Понятно, что при необходимости внесения изменений (например, в план счетов или уровень аналитики) приходится дорабатывать каждую из систем, работающих на предприятиях группы, поскольку каждая создавалась отдельно и обладает своими уникальными особенностями. Кроме того, что такая схема работы весьма затратна по времени и ресурсам, человеческим и финансовым, она еще и несет в себе риски некорректных изменений: нередко бывает, что, усовершенствовав одни процессы, программист вносит диссонанс в реализацию других.

– Выполнив некоторое количество таких проектов по доработке функционала, мы объединили свои наработки в единое решение, – рассказывает Илья Орлов. – Конфигурация данной системы исключает возникновение описанных проблем. В систему встроен механизм хозяйственных операций, который позволяет делать решение параметрически настраиваемым. Компания, располагая исходным набором хозяйственных операций и документов, формирует изначальный план счетов. Далее при необходимости внесения изменений можно настроить новую хозяйственную операцию, не прибегая к привлечению программистов, а используя развитой настроечный аппарат системы.

Решение позволяет создать типовую конфигурацию системы, управляемую из центра. Настройки производятся в центре и автоматически распространяются на все предприятия холдинга. Таким образом, до сотрудников предприятий можно не доводить изменения в учетной политике: система дает возможность работать только по заданным сценариям. Централизованно настраиваются и полномочия пользователей. «Данное решение позволит нам существенно облегчить труд персонала бухгалтерий на предприятиях, максимально снизить вероятность ошибок при отражении финансово-хозяйственных операций, обеспечит требуемый уровень ведения учета в компании, – подчеркивает директор по информационным технологиям РМК Марина Кузьмина. – Кроме того, появляется возможность развернуть локальные инсталляции системы на предприятиях при отсутствии каналов связи достаточной мощности.

Надо отметить еще один важный нюанс. Группа компаний «РМК» является многопрофильной: в нее входят горно-обогатительные фабрики, металлургическое производство, торговые компании и иные предприятия, обеспечивающие деятельность холдинга. Себестоимость продукции и услуг этих подразделений рассчитываются по разным схемам. Поэтому существенным плюсом системы является встроенный конструктор расчета себестоимости, который позволяет параметрически настроить любую схему расчета себестоимости для любого производства».

Таким образом, в рамках созданной системы финансовой отчетности пакеты отчетов по РСБУ формируются на предприятиях, затем с полученными данными выполняются трансформационные и консолидациейные операции, а на выходе генерируется консолидированная отчетность на уровне холдинга. Генерация отчетов поддерживается системой «IBS Финансы», далее эти данные консолидируются в SAP SEM-BCS.

Организационно в части внедрения SAP SEM-BCS проект был реализован относительно легко, поскольку в него были вовлечены сотрудники одной службы, реализующие набор четко очерченных бизнес-процессов.

Проект внедрения «IBS Финансы» более сложен, прежде всего с организационной точки зрения, в силу территориальной его распределенности, большого объема задач и количества вовлеченных сотрудников. Общекорпоративный ИТ-проект в масштабах всей группы связан с необходимостью управления изменениями с тем, чтобы все 600-700 человек финансового блока начали работать по новой схеме. Учетная политика предприятий различается, поэтому команде проекта пришлось вырабатывать новые методологические решения по ведению учета. Помимо финансово-экономического блока, от РМК к реализации проекта привлекалось большое число специалистов разных подразделений холдинга, что в известной мере усложняло процесс согласования проектных решений. «Это серьезные изменения для самой группы, – дополняет директор по экономике и бюджетированию РМК Татьяна Малек, – и большинство проблем носило скорее не технологический, а организационный характер – например в части выработки единых методологических подходов при переходе от теоретической модели к каждодневной практике ведения учета и отчетности».

В настоящее время силами проектной группы консультантов IBS и сотрудников «Управления ИТ РМК» завершается этап внедрения на трех пилотных предприятиях холдинга: ОАО «Уралгидромедь», ЗАО «Карабашмедь», ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод». С ноября 2009 года по настоящее время идет процесс опытной эксплуатации решения. Создан единый реестр документов, которые проводятся по всей группе, единый реестр хозяйственных операций, единый всеобъемлющий план счетов, унифицированы все финансово-хозяйственные операции.

Специалисты РМК, получив необходимые навыки и освоив методологию в ходе этих внедрений, в дальнейшем планируют осуществить тиражирование решения и на остальные предприятия группы. В целом переход к использованию единой корпоративной системы, развитие и унификация учетных политик позволят вывести на качественно новый уровень поддержку ведения бухгалтерского и налогового учета на всех предприятиях группы, будет реализована сквозная система учета затрат при создании металлургической продукции, а на уровне группы существенно улучшится контроль финансовых потоков.

О компании

Базирующаяся в Екатеринбурге группа «Русская медная компания» (РМК) объединяет 5 действующих горнодобывающих предприятий, 3 металлургических, одно гидрометаллургическое, торговую компанию, а также несколько новых проектов в области горной добычи. Компания занимает третье место в России по объемам производства катодной меди и второе место по объему производства медной катанки. Постоянное развитие технологической структуры позволило сформировать в рамках группы РМК полный производственный цикл: от добычи руды и сбора вторичного сырья, производства медного концентрата и черновой меди до выпуска медных катодов и катанки. РМК осуществляет деятельность на территории России (в Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Новгородской, Амурской областях, Алтайском крае и Республике Дагестан) и в Республике Казахстан. Численность сотрудников компании составляет около 7 тысяч человек.

Цели и задачи проекта

Проект: Создание и внедрение системы консолидации и анализа финансовой отчетности на уровне холдинга.

Цель проекта: Переход к новой системе обеспечивает своевременность и качество подготовки финансовой информации по принятым в группе РМК единым стандартам, а также позволяет менеджменту РМК эффективно анализировать деятельность компании, прогнозировать финансовые результаты и возможность достижения стратегических целей.

Поставщик решения: SAP СНГ, «1С»

Интегратор: IBS

Решение: SAP SEM-BCS и решение на платформе «1С:Предприятие 8.1»

Результаты

В настоящий момент в группе РМК:

  • созданы основы единой учетной политики для предприятий группы;
  • внедрена система консолидации отчетных данных на уровне группы;
  • сформированы и утверждены РМК единые требования финансового учета для всех предприятий;
  • исходя из этих требований, разработаны и протестированы проектные решения на основе «1С», которые будут установлены на местах. Они позволят реализовать учет затрат для непрерывного производства на предприятиях РМК;
  • в системе реализованы такие специфические, важные для металлургов возможности, как учет остатков незавершенного производства, учет возвратных отходов, встречный выпуск продукции, баланс движения металлов;
  • сформирован ИТ-департамент, который в дальнейшем будет заниматься внедрением и эксплуатацией ИТ-систем, появилась должность директора по ИТ.
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Посещая сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.