Внедрение инноваций в России в большей степени осуществляется правительством, которое ведет за собой частный сектор в этом процессе, а не наоборот, как это происходит в других странах.
С таким обобщением в ходе одной из дискуссий, прошедших в рамках форума «Открытые инновации», выступил представитель Всемирного банка Ганс Тиммер. Он сослался на выводы доклада Всемирного банка (ВБ) «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации», где проанализирован ход цифровой трансформации в нашей стране и представлены рекомендации по ее ускорению. Одна из рекомендаций как раз и состоит в том, чтобы, с одной стороны, создать необходимые условия, а с другой – подтолкнуть российский бизнес, особенно традиционный сектор, к более быстрой цифровой трансформации.
В ходе форума очень много говорили об успехах России в части проникновения цифровых технологий в жизнь человека: Так, глава правительства РФ Дмитрий Медведев в своем выступлении напомнил, что «в прошлом году наша страна впервые вошла в десятку стран – лидеров цифровой экономики согласно рейтингу Digital Society Index – за счет высокой вовлеченности людей. Для многих уже стали совершенно привычными такие сервисы, как «цифровой» вызов такси, каршеринг, прокат велосипедов, покупка еды, других товаров».
Вместе с тем доля «цифры» в ВВП России в несколько раз меньше, чем, например, в США и Китае, где доля цифровой экономики в ВВП исчисляется двузначными числами. В России же, по прогнозу The Boston Consulting Group, к 2021 году она достигнет 5,6%. Как отмечается в докладе Всемирного банка, Россия по уровню цифровизации в ключевых отраслях производства – добывающей и обрабатывающей промышленности, транспортной сфере, сельском хозяйстве, – отстает от мировых лидеров. Налицо определенный перекос в цифровизации страны – она больше охватывает сферу услуг и развлечений, нежели реального производства.
Ситуация осложняется тем, что, по словам генерального директора ИТ-сервисной компании IBS Светланы Балановой, в России существует большой разрыв между лидерами, которые находятся на острие цифровой трансформации, и большим количеством компаний, не достигших даже базового уровня автоматизации. «Перескочить из каменного века сразу в светлое будущее невозможно, и те предприятия, которые не пройдут этап автоматизации, довольно скоро прекратят свое существование», – предупреждает Светлана Баланова. Кроме того, по ее мнению, процесс цифровой трансформации труден еще и тем, что каждая отрасль и каждое предприятие будет проходить этот процесс самостоятельно, методом проб и ошибок, поскольку не существует универсальной дорожной карты. ««Индустрия 4.0» – это не про цифровизацию или автоматизацию. Это про слом старой бизнес-модели и поиск новой».
Эту мысль, о переходе к новой бизнес-модели, на практике подтвердил глава РЖД Олег Белозеров: «Компания «Российские железные дороги» обладает самым большим объемом данных в стране. К цифровизации мы пришли потому, что четко понимаем: без нее мы никуда не сможем двинуться. По мере цифровизации у нас начала меняться бизнес-модель. У нас появилась электронная площадка, где можно заказать и оплатить услугу перевозки. Мы понимаем, что нашего клиента интересует прежде всего то, чтобы товар из точки А оказался в точке Б, поэтому мы к этой электронной платформе подключаем и другие сервисы: автоперевозки, планируем морские, речные перевозки и другие. Активно экспериментируем. При этом мы понимаем, что клиенту нужна не только перевозка, но и услуга страхования, специфического кредитования и все это должно быть включено в единую платформу».
В рамках промышленной цифровизации шаг вперед сделала Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). В рамках форума между ОДК и компанией «Цифра», которая специализируется на разработке решений для цифровой трансформации промышленности, был подписан меморандум о сотрудничестве. Документ предполагает, что на предприятиях ОДК будет внедрен промышленный интернет вещей: более 700 станков будут снабжены специальными датчиками, и на основе анализа данных, полученных с этих станков, могут быть изменены и оптимизированы производственные процессы. По словам генерального директора компании «Цифра» Игоря Богачева, итог ранее реализованных проектов такого рода – повышение эффективности использования станочного парка и в целом рост загрузки промышленных мощностей более чем на 20%.
«На одном из машиностроительных предприятий, где мы реализовали такой проект, подключив все металлорежущие станки к системе мониторинга, после анализа ситуации стало ясно, что вместо того, чтобы покупать новые станки, можно дозагрузить существующие, – рассказал Игорь Богачев. – В результате конкретный заказчик отказался от покупки дополнительных станков на сумму четыре миллиона евро. Стоимость проекта, который мы реализовали на этом предприятии, была в десятки раз меньше».
«Нужно понимать, что не только и не столько установка датчиков позволяет повысить эффективность производства, – подчеркнул генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин. – Подписание данного соглашения у нас интегрируется в тот проект, который сегодня реализуется на предприятиях ОДК: трансформация индустриальной модели. Это комплексная задача, затрагивающая все производственные площадки ОДК». По его словам, процесс цифровой трансформации ОДК был начат задолго до того, как был создан холдинг, и шел на конкретных предприятиях, которые впоследствии – десять лет назад – в него вошли.
Однако ОДК скорее один из единичных положительных примеров: согласно исследованию, которое провела компания «Цифра», лишь около 14% предприятий из базовых отраслей промышленности в России находятся на высокой стадии готовности к цифровой трансформации.