Сегодня любая крупная компания, вне зависимости от формы владения, сталкивается с тремя большими вызовами: санкционным (политическим), экономическим и технологическим. Подробнее о каждом из них – в тезисах выступления Светланы Балановой, генерального директора IBS, на конференции «Инновации для корпораций — 2019». Мероприятие этого года было посвящено теме «NextTech для бизнеса».
Ни одна компания – частная или с государственным участием — не может чувствовать, что она абсолютно защищена. Если конкретная технология окажется недоступной на уровне страны, это напрямую повлияет на процесс внедрения инноваций.
С этой точки зрения импортозамещение становится важным средством снижения санкционных рисков. Однако практика показывает, что прямая замена одних решений на другие не дает эффекта. В большинстве случаев аналоги не соответствуют требованиям бизнеса, вызывают сложности в сопровождении и интеграции.
Российский софт — это в основном приложения для поддержки тех или иных бизнес-процессов. Но любая такая система, например для управления базами данных (СУБД), в большинстве крупнейших компаний и государственных структур работает на ПО среднего уровня от зарубежных компаний (Microsoft и Oracle). Поэтому лобовое внедрение российских бизнес-приложений влечет за собой лишь усиление зависимости.
Альтернативное свободное ПО, например PostgreSQL, тоже не дает простого решения. Такие продукты требуют серьезной адаптации, а для нее нужна отдельная экспертиза.
Корпоративные ИТ-платформы сейчас переживают системный кризис. Бизнес требует от них сместить фокус с автоматизации транзакций к дата-центричности и скорости цифрового развития, но с этой задачей они справиться пока не могут.
Исторически крупные корпоративные платформы предназначались для транзакций и операций. Такой ландшафт строился вокруг главной информационной системы, базировавшейся на масштабной транзакционной СУБД, чаще всего — Oracle.
Обычно такая платформа представляет собой интегрированный комплекс из практически готовых и лучших в своем классе продуктов.
Сейчас подобные движки нагружаются все большим количеством задач в области аналитики и извлечения пользы из данных, а также требуют постоянной доработки.
Для внедрения цифровых процессов такие архитектуры необходимо кардинально трансформировать. И вот почему:
В 2000-е годы технический прогресс был усилен и предопределен компаниями новой цифровой экономики — Google, Amazon, Facebook, Яндекс и другими. Корпоративному сектору стали доступны:
Вот почему в первую очередь корпорациям нужно выстроить новые системы на принципах следующего поколения. Они станут решением, которое обеспечит необходимую свободу цифрового развития и снимет санкционные риски.
Как же организовать переход на новую архитектуру и стек технологий? На мой взгляд, здесь у компаний есть два пути.
Первый: самостоятельно построить новую дата-центричную платформу. Для этого нужно набрать команду передовых архитекторов и разработчиков, запустить продвинутый DevOps, научиться работать с OpenSource. То есть стать действительно ИТ / инженерной компанией, как это сделал, например, Сбербанк.
Второй путь: действовать вместе с технологическим партнером. Он возьмет на себя специализацию на цифровой трансформации, обеспечит доступ к миру технологий, высококлассным специалистам, большой экосистеме специализированных вендоров, а главное — к цифровому опыту из многих индустрий. Корпорация сосредоточится на развитии технологий, связанных с ее конкретным бизнесом.
Для российских компаний одна из актуальных задач на сегодня — управление экономической эффективностью, затратами и инвестициями.
При этом крупные игроки стали прагматичнее. Организации активно ищут и внедряют технологические решения, которые сделают их более конкурентными. Параллельно идет масштабная цифровизация госсектора, оптимизирующего процессы управления.
Еще один вызов связан с ростом квалификации заказчиков. Желание снизить издержки и увеличить отдачу от ИТ-бюджета существовало всегда. Но сегодня многие ориентируются на показатель Совокупная стоимость владения (Total cost of ownership) ИТ-решения и хотят сократить расходы не только на закупку или разработку продукта, но и на его сопровождение и развитие.