«Цифровое предприятие» — концепция комплексной автоматизации современного предприятия ОПК

Статья Юрия Тертышника, руководителя дирекции по работе с предприятиями ОПК в IBS
Источник: REM, №03, 2013

В рамках государственной программы вооружения до 2020 года перед предприятиями ОПК поставлены масштабные задачи по обеспечению ВС России современными видами вооружения и военной техники. Планируется довести уровень оснащенности современными вооружениями в войсках до 70 %. На модернизацию Вооруженных сил России до 2020 года будет израсходовано из бюджета страны 20 трлн рублей. Выполнение этих задач тесно связано с решением существующих проблем внутри предприятий ОПК. На сегодняшний день в большинстве случаев на предприятиях отсутствует современная эффективная система проектного управления, комплексная система автоматизации производства и автоматизированная система управления ресурсами предприятия в целом. Существенная модернизация предприятий, в том числе путем внедрения информационных технологий обеспечения разработки и выпуска продукции, является необходимым условиям выполнения поистине грандиозных задач по реализации государственной программы вооружения.

Развитие информационных технологий в оборонно-промышленном комплексе характеризуется в первую очередь тем, что на протяжении длительного времени (с начала 90-х годов) предприятия находились в режиме жесткого недофинансирования: о развитии информационных технологий, так же как и о развитии в целом ОПК не могло идти и речи. Это касается подавляющего числа предприятий ОПК, кроме разве что имеющих солидный портфель экспортных заказов. Закрытость предприятий и ограничения, связанные с невозможностью использования передовых достижений зарубежных разработчиков ПО, также привели к значительному отставанию предприятий оборонно-промышленного комплекса по сравнению, например, с ТЭК, банковскими структурами и даже со структурами государственного управления.

В этой ситуации внедрение современных систем автоматизации нельзя назвать панацеей, тем не менее без революционных изменений в этой области в современных условиях уже не обойтись.

К сожалению, автоматизация в сфере промышленного производства в России сводится на сегодня к использованию отдельных сервисов, например внедрению электронного документооборота, бухгалтерии, укрупненного планирования и пр. (везде всего по чуть-чуть). На передовых европейских предприятиях, в частности в Европейском космическом агентстве (ESA), автоматизация охватывает сопровождение всего жизненного цикла изделия, осуществляемого в едином информационном пространстве.

С 10 по 12 апреля этого года при поддержке Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, Рособоронзаказа, Минпромторга России, Счетной палаты Российской Федерации, ФСО Российской Федерации и ФСТЭК России проходила Вторая конференция «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России 2013». В рамках этой конференции компания IBS продемонстрировала собственную концепцию комплексной автоматизации «Цифровое предприятие». В ней собраны решения для сопровождения всего цикла разработки, производства и послепродажного обслуживания образцов вооружения и военной техники. Вот некоторые из предлагаемых компанией решений:

  • Система управления требованиями. Это информационная система, позволяющая на ранних этапах проектирования, например на стадии анализа требований заказчика, с достаточно высокой степенью достоверности определить техническую возможность создания конкретного изделия, его ориентировочную стоимость, сроки изготовления, требования к испытаниям, условиям и ожидаемым результатам испытаний данного изделия. Это очень важно для того, чтобы понять, какие именно требования, технологии или подходы к проектированию и производству изделий необходимо изменить, чтобы произвести продукцию вовремя, в соответствии с заданными техническими характеристиками и экономическими требованиями заказчика.


    рис. 1

  • Система автоматизация процесса разработки конструкторско-технологической документации в едином информационном пространстве. Эта система особенно важна для предприятий с длительным циклом производства (например, судостроительных), когда строительство начинается фактически без завершенного проекта. В судостроительной отрасли существует определенный информационный разрыв между проектировщиками и верфями, непосредственно занимающимися строительством кораблей и судов. Работа в едином информационном пространстве позволяет конструктору одновременно с технологом отрабатывать те или иные составные части изделия и изделие в целом, что в значительной степени сокращает сроки производства или строительства кораблей и судов и дает возможность избежать большого количества ошибок, а также значительно сэкономить затраты на приобретение тех или иных материалов и комплектующих. Экономия времени может быть охарактеризована от 10-15 до 50 % времени от плановых сроков. А на самом деле применение таких технологий дает шанс уложиться в первоначальные плановые сроки.

  • Система управления производством. Очень важная информационная система, которая позволяет добиться своевременности и качества выпускаемой продукции, снижения себестоимости за счет экономии материалов и рационального использования ресурсов. На крупных производствах она позволяет очень быстро перепланировать ресурсы, когда, например, не вовремя были закуплены материалы, поставщики несвоевременно осуществили поставку комплектующих или заказчик с запозданием профинансировал производство, что не позволило вовремя заключить контракты с исполнителями и разрешить прочие коллизии, которые зачастую встречаются в нашей стране. Система позволяет оперативно перепланировать ресурсы, чтобы не допускать простоев оборудования, в срок и качественно выпустить конечную продукцию. Есть примеры, когда такое перепланирование занимало несколько месяцев, но с использованием автоматизированной системы управления производством оно занимает всего несколько часов.


    рис. 2

  • Система автоматизации расчета цен продукции, выпускаемой в рамках гособоронзаказа. Общепризнано, что основной проблемой взаимоотношений заказчика (например, Министерства обороны) и производителя вооружений является согласование цен на продукцию военного назначения. С одной стороны, многие предприятия являются монополистами и диктуют условия, на которых государство вынуждено приобретать вооружение и военную технику. С другой стороны, даже крупные монополисты в этой сфере могут не знать реальную стоимость своей продукции, так как, с учетом очень широкой кооперации сотен поставщиков, без помощи современной информационной системы себестоимость продукции и плановую цену на нее практически невозможно посчитать без грубых ошибок. Автоматизированная система управления ценообразованием позволит заказчику и предприятию вести диалог на одном языке. Такая система позволит определить плановую себестоимость продукции достаточно точно, а затем с учетом норматива рентабельности — согласовать с заказчиком цену конечной продукции. Создание такой информационной системы позволит как заказчику, так и предприятию-изготовителю доказательно аргументировать, сколько будет стоить та или иная продукция военного назначения с учетом всех требований производства. Это особенно важно, когда дело касается новых видов вооружения, военной техники, и необходимо спрогнозировать сколько будет стоить серийное производство.


    рис. 3

  • Корпоративная система управления нормативно-справочной информацией. Система позволяет осуществлять разработку классификаторов и каталогов на основе требований заказчика, международных и российских стандартов, использовать как преднастроенные, так и разработанные по требованию заказчика модели данных справочников и методик нормализации записей справочников. В основе системы лежит использование процессной модели управления основными данными, подготовкой и согласованием регламентов. Внедрение системы предполагает при необходимости разработку организационной структуры управления основными данными, формирования центра управления основными данными, обучение персонала. Система управления НСИ играет существенную роль в ключевых бизнес-процессах, например в процессе управления МТО (известен случай, когда многомиллионный заказ был сорван из-за того, что неправильно была заказана его «копеечная» составляющая).


    рис. 4

Следует отметить, что одной из особенностей сегодняшнего этапа развития ОПК является то, что для предприятий, выпускающих конечную продукцию, как, впрочем, и составные части вооружений и военной техники, важнейшей задачей становится переход на сервисную систему обслуживания и ремонта. То есть, фактически это задача обеспечения ее поддержания в гарантированно высоком техническом и боевом состоянии. Учитывая сложность и многофакторность данной задачи на предприятиях ОПК, для обеспечения необходимого уровня сервиса при оптимальном уровне затрат должны быть созданы автоматизированные системы информационной поддержки процессов послепродажного обслуживания и ремонта вооружения и военной техники.


рис. 5

Предлагаемые компанией IBS решения позволяют решать подобные задачи, обеспечивая доступ к единым системам проектно-конструкторской документации с полной и адекватной информацией об изделии, увязывая это с оптимальным графиком обслуживания, своевременным производством запасных частей и планированием загрузки квалифицированных ремонтных бригад.

Применение комплекса «Цифровое предприятие» на всех основных этапах жизненного цикла изделия эффективно там, где требуется в разы увеличить выпуск продукции и гарантированно обеспечить высокое качество и будет целесообразно при проведении модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Сегодня в России существует такой парадокс: автоматизация государственных органов исполнительной власти находится на гораздо более высоком уровне, чем автоматизация исполнителей оборонного заказа и самого производства. Это подтверждает тот факт, что на сегодняшний день завершен 1-й этап и уже начат 2-й этап создания государственной автоматизированной системы государственного оборонного заказа ГАС ГОЗ — верхнеуровневой аналитической системы, при помощи которой можно контролировать размещение заказов, ход их выполнения, расход выделенных денежные средств и т.п. Но для того чтобы система работала эффективно, необходимо, чтобы на предприятиях-исполнителях оборонного заказа были внедрены комплексные автоматизированные системы управления производством и ресурсами, основная роль которых — повышение эффективности работы предприятия. В то же самое время они являются источником информации для верхнеуровневой системы. Только при этом условии аналитическая система ГАС ГОЗ сможет обеспечить своевременное получение достоверной информации в необходимых объемах для принятия управленческих решений.

Важным в сложившихся условиях является понимание того, что для получения наибольшего эффекта от внедрения информационных систем в сжатые сроки необходимо использовать ПО разработчиков мирового уровня, базирующееся на лучших мировых практиках промышленного производства. Это в первую очередь относится к предприятиям с высокотехнологичными производствами, каковыми в основном и являются предприятия ОПК. Такой подход дает возможность не просто получить надежный высокопроизводительный инструмент автоматизации, но и органично ориентироваться в своем развитии на заложенные в нем бизнесс-процессы и, отталкиваясь от этого, двигаться вперед и на равных конкурировать на мировом рынке вооружений.

Мнение эксперта в статье
Юрий Тертышник
Руководитель направления по работе с предприятиями ОПК компании IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Посещая сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.