Принято считать, что главный и основополагающий фактор при выборе места работы — финансовый. И это недалеко от истины: специалисты предпочитают приходить к тем, с кем совпадут по зарплатным ожиданиям. Но вот для того чтобы человек остался и строил карьеру в одной и той же компании годами, зачастую требуется мотивация посерьёзнее. В деньгах её выразить трудно, ведь на кону — душевное спокойствие, отношение в коллективе и то, что называют нематериальным поощрением.
«Секрет» поговорил с представителями российских и международных компаний и выяснил, как они мотивируют своих сотрудников, когда финансовые аргументы уже исчерпаны.
С материальной мотивацией всё более-менее ясно: от хорошего оклада отказываются редко, а премии и системы надбавок заставляют работника усердно трудиться и не отлынивать от дополнительных задач. Такая мотивация работает, но всё-таки имеет свои ограничения: невозможно повышать зарплату бесконечно. К тому же работа на износ, пусть даже подкреплённая висящей перед носом «морковкой» в виде премии, возможна лишь на коротких дистанциях. Никакие деньги не смогут удержать человека, если ему не удалось стать своим в коллективе, а стресса на работе больше, чем успехов.
Если же команда ориентирована на длительный забег, стоит подумать о корпоративной культуре и образе жизни своих сотрудников. Большинство работодателей понимают, что работнику как минимум нужно обеспечить комфортные условия. Но поскольку люди — существа высокоорганизованные, одного только физического комфорта им мало. Чтобы сотрудник действительно чувствовал себя частью команды и работал на общий результат, приходится апеллировать к его высшим потребностям: стремлению к саморазвитию и реализации потенциала, жажде уважения и признания.
Тут-то и вступает в дело нематериальная мотивация — различные неденежные способы поощрения и управления персоналом. Речь может идти как об отдельных бонусах, так и о целом комплексе мероприятий для повышения лояльности сотрудников и поднятия корпоративного духа, улучшении рабочих условий и атмосферы в коллективе, а также эффективности труда.
Вовлечённость в работу и вдохновение могут послужить нескончаемым «топливом» для новых успехов, когда финансовая мотивация уже достигла своего потолка. Это — часть большой и не всегда видимой работы руководителей и отдела HR, лавирующих между зарплатными ведомостями, графиком дней рождений сотрудников и различными вариантами для проведения корпоративов и тимбилдингов.
Маргарита Пласкеева, директор центра развития корпоративной культуры IBS
Сотрудникам приятно видеть, что компания на постоянной основе разделяет важные для них направления и ценности: благотворительность, экологию, осознанный подход к жизни и окружающей среде, заботу о семье. Важно проводить активности, которые укрепляют связи в растущих командах. Так, на корпоративных «Неделях здоровья» проходят чек-апы и научно-популярные лекции о питании, спорте, физическом и эмоциональном здоровье с участием приглашённых экспертов. В компании проводятся «дни семьи», благотворительные и экологические мероприятия, на постоянной основе у нас действуют спортивные коммьюнити — беговой клуб, волейбольные и футбольные команды, занятия по йоге и так далее. Такие активности надо не только организовывать «сверху», но и замечать, что придумывают сами сотрудники, и по возможности поддерживать эти идеи.