С развитием Интернета в нашу жизнь входит все больше «умных» устройств. Благодаря их появлению складывается новый рынок – Интернета вещей (ИВ), который является составной частью будущего Интернета.
Один из ключевых факторов, обуславливающий рост мирового рынка ИВ, – это растущее число подключаемых устройств. По оценкам Cisco, в 2008 году количество устройств в Интернете превысило население Земли и сейчас на каждого жителя планеты приходится более 3 подключаемых к Интернету устройств.
По данным Json & Partners Consulting, в 2013 году размер мирового рынка ИВ составит 98 млрд долл. и 14,3 млрд устройств. В перспективе до 2020 года объем рынка вырастет до 359 млрд долларов и до 34,2 млрд устройств.
«Рынок технологий Machine-to-Machine (M2M) очень многообразен, он характеризуется тем, что устройства обмениваются информацией по сетям без участия оператора. Например, банкомат может самостоятельно послать в банк сигнал о том, что заканчиваются купюры, или какой-то человек слишком долго стоит у банкомата, при этом сигнал тревоги выводится на пульт диспетчера с одновременным включением видео. В «умных домах» кофеварка сварит вам кофе ровно к тому моменту, когда вы обычно выходите из душа. Активно используются датчики, отслеживающие движение общественного транспорта по маршруту», – пояснил технический директор компании «Техносерв» Алексей Пилипчук.
Но если говорить о России, то чаще всего такие технологии применяются в ЖКХ и транспорте, технологиях геолокации, электроэнергетике. В соответствии с прогнозом J son & Partners Сonsulting, российский рынок ИВ к 2015 году вырастет до 527 млн долл., а в перспективе до 2020 года – до 980 млн долларов.
ИВ находит применение также в розничной торговле (электронные платежные устройства и системы), здравоохранении (удаленная поддержка пациентов и пожилых людей). «Когда мы говорим об Интернете вещей, мы подразумеваем в первую очередь беспроводные технологии – далеко не все можно подключить проводом. В десятилетней перспективе беспроводные устройства будут встроены в автомобили, светофоры, бытовую технику, – рассказал бизнес-консультант Cisco по беспроводным технологиям Андрей Харитонов. – На отечественном рынке уже предпринимаются первые шаги в этом направлении. Активно ведутся разработки продуктов и решений, которые позволят подключать устройства к сети Интернет и обмениваться информацией между собой. Например, в настоящий момент проходят испытания системы, дающие возможность подключенным автомобилям обмениваться информацией друг с другом о ситуации на дорогах, заторах, оптимальной прокладке маршрута с учетом загрузки и состояния дорожного полотна. Таким образом, российский рынок сейчас находится на стадии «обкатки», чтобы технология, позволяющая организовать «Интернет вещей» в полном понимании этого термина, была удобной, надежной и недорогой».
По мнению заместителя генерального директора IBS Евгения Пескина, технологии Интернета вещей больше всего востребованы в потребительском секторе, а также пользуются спросом среди компаний, занимающихся логистикой, когда с помощью радиочастотных меток отслеживаются движения товаров на складе и торговой точке или даже в корзине покупателя во время его прогулки по магазину. «Благодаря постоянному снижению себестоимости таких устройств, мы находимся в той ситуации, когда люди начинают самостоятельно придумывают какие-нибудь новинки в этой области», – добавил Евгений Пескин.
Эксперты убеждены, что перспективы развития этих технологий довольно широки. «С учетом того, что современное общество находится «на пороге» новой эры, сближение «реального» и «цифрового» миров не заставит себя долго ждать. Работа с повседневными физическими предметами в сети в скором времени станет так же привычна для пользователей, как и общение по электронной почте или в соцсетях», – считает региональный менеджер по продажам HID Global в России и СНГ Сергей Гордеев.