Интегрированная система управления телекоммуникационными и информационными ресурсами (ИСУ ТИР)
В соответствии с федеральным законом Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) решает ряд важнейших экономических задач. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации проводит государственную денежно-кредитную политику, регулирует активность российских и международных банков, устанавливает правила осуществления расчетов, контролирует валютные операции.
На территории Российской Федерации располагаются 80 региональных главных управлений и национальных банков и более 1200 расчетно-кассовых центров, объединенных между собой единой телекоммуникационной банковской сетью (ЕТКБС).
ЕТКБС – это единое информационное пространство для всех учреждений ЦБ РФ и других финансовых структур, с помощью которого осуществляются электронные межбанковские расчеты для перевода крупных платежей и функционирует единая система банковского документооборота. Сеть обеспечивает высокий уровень надежности, достоверности и безопасности передачи и обработки информации.
Решающую роль при выполнении возложенных на Банк России функций играют информационные технологии. Однако созданная в начале 80-х система перестала удовлетворять требованиям, возникшим в связи с изменением политической и экономической ситуации в России и интеграцией банка в международную финансовую систему.
С середины 90-х годов Банк России начал масштабную реорганизацию информационно-телекоммуникационной системы. Одним из важнейших шагов, направленных на повышение надежности и эффективности этой системы, стало решение о создании интегрированной системы управления телекоммуникационными и информационными ресурсами (ИСУ ТИР).
Предпосылками для создания ИСУ ТИР явились:
Вследствие этого оперативная совместная деятельность эксплуатирующих организаций и учреждений была затруднена, а недостаточность информации о состоянии региональных систем не позволяла выработать единую техническую политику совершенствования всех информационных систем Банка России.
ИСУ ТИР была призвана стать единой интегрированной системой управления информационными ресурсами Банка России. Для создания такого решения Банку России необходимо было выбрать профессиональную команду, способную реализовать как технический уровень ИСУ ТИР, так и решить сложные организационные задачи. Компания IBS выиграла конкурс на создание единой интегрированной системы управления Банка России.
На основе требований Банка России компанией IBS была разработана система ИСУ ТИР, которая обеспечивает:
На сегодняшний день IBS внедрила системы управления телекоммуникационными и информационными ресурсами, которые соединены с центральным звеном ИСУ ТИР, практически во всех региональных учреждениях Банка.
Созданная компанией IBS ИСУ ТИР представляет собой территориально-распределенную систему с размещением пунктов управления в организациях и территориальных учреждениях Банка России.
Функционально ИСУ ТИР включает два взаимоувязанных по выполняемым задачам компонента: организационный и технический. Организационный компонент принятия и исполнения решений основывается на деятельности персонала. Техническим компонентом являются средства автоматизированного управления, которые представляют собой комплекс взаимоувязанных систем автоматизации.
ИСУ ТИР строится как иерархическая структура, включающая в себя центральное и региональные звенья. Центральное звено решает задачи сбора и обработки данных о состоянии информационно-телекоммуникационной системы. Центральное звено ИСУ ТИР обеспечивает:
Пункт управления региональным звеном – это комплекс программно-технических средств, который обеспечивает:
Взаимодействие центрального и региональных звеньев обеспечивается посредством единой телекоммуникационной банковской сети.
Возможности созданной компанией IBS интегрированной системы управления телекоммуникационными и информационными ресурсами позволили повысить эффективность функционирования подразделений информатизации организаций и учреждений Банка России. При внедрении ИСУ ТИР были достигнуты следующие результаты:
При проектировании системы ИСУТИР компания IBS использовала решения HP OpenView и Remedy.
Н.И. Кузнецов, начальник Управления Департамента Информационных систем Банка России.
Перед Банком России стояла сложная и масштабная задача по созданию интегрированной системы управления информационными и телекоммуникационными ресурсами. На данный момент ИСУ ТИР соответствует основным потребностям эксплуатирующих учреждений и организаций Банка России.
Проект был реализован на высоком системно-техническом уровне благодаря совместной работе специалистов компании IBS и Банка России. На основе передового опыта и рекомендаций специалистов IBS были выбраны и внедрены наиболее совершенные решения. В результате проведенной работы был принципиально улучшен уровень сервиса расчетных, информационных и телекоммуникационных систем.