Компании IBS и «СТРИМ Консалтинг» провели исследование банковской отрасли России, чтобы узнать стратегические планы отечественных банков на ближайшие два-три года, а также выявить элементы ИТ-инфраструктуры, которые должны стать ключевыми при реализации бизнес-стратегии. Кроме того, было выполнено сравнение отечественной банковской индустрии и глобальной. Результатами этой работы с Национальным банковским журналом (NBJ) поделилась Екатерина ПРОХОРОВА, руководитель дирекции по развитию бизнеса департамента «Финансовые институты» IBS.
Участниками опроса стали бизнеси ИТ-руководители системообразующих, крупных, средних и малых банков. Для получения информации использовались методы глубинного интервью и анкетирования. Вот что выяснили исследователи.
Среди событий, оказавших СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ на банковскую сферу, респонденты назвали:
Слабое влияние на отрасль, по мнению участников исследования, оказывают:
Примечательно, что бизнес- и ИТ-руководители по-разному оценили влияние искусственного интеллекта на банковскую сферу. Если первые назвали внедрение ИИ на уровне госуправления одним из наиболее значимых событий, то вторые не указали этот фактор совсем. Помимо этого, участники исследования разошлись в оценках цифровой зрелости отечественных банков. Бизнес-руководители отметили низкий уровень цифровизации в числе основных препятствий в развитии отрасли. Представители ИТ дали менее категоричные оценки.
Также стоит отметить, что бизнесруководители считают критичными практически все банковские процессы. Данный аспект важно учитывать ИТ-руководителям в рамках реализации политики импортозамещения: в ряде случаев может потребоваться полная пересборка как всей автоматизированной банковской системы, так и отдельных модулей.
В топ-4 инструментов, благодаря которым будет развиваться банковская индустрия РФ в ближайшие годы, по результатам исследования вошли:
Более половины участников исследования 52%) считают, что отечественная банковская сфера не опережает глобальную. У мировой индустрии гораздо больше возможностей для разработки и применения инноваций как в части ресурсов, так и в части необходимого объёма данных.
Анализ отчётов крупнейших мировых консалтинговых агентств, с одной стороны, подтверждает мнение респондентов, с другой – демонстрирует, что по ряду инновационных инструментов (искусственный интеллект, экосистемы, интерфейсы взаимодействия и т.д.) мировые финансовые институты сами далеки от высокого уровня зрелости.
28% респондентов не видят смысла в сравнении отечественной банковской индустрии с мировой, т.к. на применение инноваций влияют законодательная среда и особенности конкретных рынков. К примеру, в некоторых странах Африки и Латинской Америки в расчётах активно применяются биткойн и электронная валюта, в то время как в США до сих пор используются чеки, но при этом нельзя сказать, что финансовые системы данных регионов опережают американскую.
О лидерстве отечественной банковской системы в сфере ИТ заявили 8% участников исследования. 12% опрошенных считают, что российские банки находятся на одном уровне с мировой индустрией.
Искусственный интеллект
Технология генеративного ИИ сейчас находится на пике. Многие мировые банки только учатся применять этот инструмент и пытаются понять, в каких сферах стоит его задействовать и как при этом не нарушить строгие отраслевые стандарты, а также частную жизнь пользователей. Ключевые сегменты, где планируется использовать генеративный ИИ, – помощь клиентам в принятии решений по банковским продуктам, моделирование различных ситуаций и инцидентов, в том числе на базе синтетических данных, в маркетинговой активности и разработке приложений.
Основные препятствия в использовании искусственного интеллекта в России – малый объём пользовательских данных, а также низкий уровень зрелости, особенно в сегменте малых и средних банков. По мнению респондентов, только крупнейшие банки обладают достаточным объёмом пользовательских данных, чтобы эффективно применять ИИ в своей деятельности. Области, в которых ИИ используется отечественными банками, пока ограничены. В первую очередь, это голосовое взаимодействие с клиентами. Также ИИ применяется в разработке приложений, особенно в части DevOps-практик. Тем не менее респонденты верят, что ИИ будет основным инструментом для развития банковской индустрии в перспективе ближайших 3–5 лет.
Системы быстрых платежей
Система быстрых платежей – весьма развитый инструмент в мировой банковской системе. Он не только обеспечивает быструю отправку денег по назначению, но и помогает банкам и регулирующим органам быть более гибкими в своей деятельности, в том числе в части сокращения издержек и обеспечения своевременных платежей. Кроме того, СБП позволяет создавать новые цепочки ценностей, в первую очередь организациям, не являющимися финансовыми институтами.
В РФ система быстрых платежей обладает высоким уровнем зрелости и популярна у физических лиц. При этом корпоративные клиенты по закону не могут использовать СБП, что не позволяет им быть более гибкими при взаимодействии в корпоративном поле.
Core Banking в публичном облаке
Банки рассматривают развёртывание своих систем в публичном облаке прежде всего как способ более удобного управления сервисами и оперативного их масштабирования. Обычно облачную модель развёртывания выбирают так называемые «необанки», которые фокусируются на предоставлении сервисов онлайн, в том числе через мобильное приложение. Регуляторы, как правило, напрямую не запрещают публичную модель развёртывания, однако их новые требования к управлению рисками и защите данных не позволяют активно использовать подобный подход, особенно крупным банкам.
Помимо определённых рисков и регуляторных запретов, перенос банковских сервисов в публичное облако несёт финансовые издержки. В первую очередь они связаны с подготовкой («рефакторингом») и миграцией приложений в публичное облако. В результате стоимость владения может быть значительно дороже, чем в рамках традиционной модели развёртывания (on-premise) без гарантированного возврата инвестиций. Теоретически публичный core banking в РФ могли бы использовать маленькие банки, однако при росте бизнеса им в любом случае следует задуматься о более безопасном с точки зрения регулятора развертывании ИТ-инфраструктуры.
Диалоговые пользовательские интерфейсы
Этот инструмент видится всё более важным при взаимодействии банков с клиентами. С активным развитием генеративного ИИ диалоговые инструменты стали более зрелыми, взаимодействие с ними становится удобнее, в том числе в рамках голосового взаимодействия. При этом технологии ещё предстоит пройти достаточно большой путь, чтобы стать полноценным помощником и заменить человека в ряде функций.
Уровень развития диалоговых пользовательских интерфейсов в РФ варьируется от банка к банку: всё зависит от возможностей, ресурсов и навыков сотрудников, которые вовлечены в разработку данных инструментов. Как и в мировой перспективе, залогом успешного развития данных сервисов будет дальнейшая работа с искусственным интеллектом. Наиболее сложным элементом видится голосовое взаимодействие. Хотя некоторые респонденты заявили, что в ряде случаев у ИИ при голосовом общении уже получается улавливать сарказм и другие эмоциональные интонации человека.
Клиентские и социальные экосистемы
Клиентские и социальные экосистемы подразумевают обширное взаимодействие не только в рамках банковских сервисов, маркетплейсов и социальных сетей, но также и с различными устройствами, например, в рамках концепции «Интернета вещей». По мере проникновения инноваций в жизнь человека банки должны будут искать новые подходы к клиентам и разработке банковских продуктов, чтобы оставаться максимально конкурентоспособными. Пока финансовые институты в мире в ряде случаев имеют лишь теоретические гипотезы, каким образом можно создавать клиентские предложения в рамках формирующихся экосистем.
В части взаимодействия с клиентскими и социальными экосистемами российские банки находятся на практически одинаковых позициях с коллегами из других стран, в том числе развитых. Но эти направления пока не являются приоритетами для бизнесруководителей отечественных банков. Возможно, что они ждут, пока финансовый регулятор и крупные банки разработают и предложат соответствующие инструменты в рамках платформ Гостех и Госуслуги.
Модульный Core Banking
Всё больше банков в мире начинают обращать внимание на модульный подход при создании автоматизированной банковской системы. Он даёт большую гибкость при настройке банковских сервисов и продуктов, что делает организацию более конкурентоспособной. Основное препятствие при переходе на модульную модель – тяжеловесность унаследованных систем, особенно в больших банках.
Большинство отечественных банков обладают «тяжёлыми» монолитными системами, которые разрабатывались годами. В ряде случаев это самописные системы или до неузнаваемости кастомизированные решения сторонних поставщиков. Политика импортозамещения является хорошим поводом для перехода на модульную архитектуру, и некоторые банки пытаются воспользоваться этим фактором. Однако подобный переход требует как значительных финансовых ресурсов, так и перенастройки процессов.
Цифровые двойники в финансовой сфере
Цифровые двойники рассматриваются финансовыми институтами как инструмент предварительного тестирования инноваций и продуктов с целью максимального снижения рисков при выводе их на рынок. Также цифровые двойники могут использоваться для борьбы с мошенничеством при осуществлении финансовых транзакций. Однако для полноценной эксплуатации данного инструмента требуются значительные ресурсы и высокий уровень зрелости.
20% опрошенных респондентов планируют использование цифровых двойников в ближайшие дватри года. Однако с учётом требуемого уровня зрелости и соответствующих ресурсов можно предположить, что пионерами в этом направлении станут крупные банки, у которых есть достаточный объём данных.
Что же ждёт финансовую отрасль РФ в ближайшие несколько лет? Можно с уверенностью отметить перспективы дальнейшего усиления вовлечения ИТ-технологий. Экосистемы банковских продуктов и различные кроссплатформы увеличивают спрос на комплексный сбор и дальнейший анализ данных, что ожидаемо стимулирует спрос и на ИТ-решения.
Банки – уже одни из самых продвинутых в части ИТ. Дальше процесс будет только расти и развиваться, в том числе за счёт замены иностранного ПО и поиска оптимальных отечественных решений. Также я вижу тренд на усиление автоматизации, усложнение и использование всё более продвинутых систем, стабилизацию ИТ-инфраструктуры после адаптации к импортозамещённым решениям.
Многие проекты теперь предполагают пересмотр и оптимизацию бизнес-процессов, использование новых трендовых технологий. Например, блокчейн, квантовые вычисления, искусственный интеллект и многое другое. Активно развивается подход «банк как сервис» (BaaS), APIсервисы для корпоративного бизнеса, а интеграция с конечным клиентом банка становится всё более глубокой и персонализированной. Кроме того, всё чаще запускаются проекты по замещению решений в области управления внутрихозяйственной деятельностью банка и управления человеческим капиталом.