Степень использования мобильных технологий участниками образовательного процесса в повседневной деятельности сегодня можно определить как очень высокую. Как показало исследование, проведенное компанией IBS совместно с ВЦИОМ в девяти федеральных университетах, владельцами мобильных беспроводных устройств сегодня являются 99% опрошенных студентов и 95% преподавателей.
Вместе с этим, мобильные технологии либо слабо, либо совсем не интегрированы в учебный процесс. За редким исключением, отечественные вузы не имеют мобильных версий порталов; не адаптируют информационные сервисы для пользователей мобильных устройств; не создают электронный образовательный контент, адаптированный для использования на мобильных устройствах; не разрабатывают мобильные приложения для студентов и преподавателей. Анализ содержимого магазинов приложений Google Play, ITunes Store и Windows Phone Store позволяет констатировать, что чуть ли не единственным мобильным приложением, которое некоторые российские вузы разработали для своих целей, является расписание занятий.
Мобильные устройства в руках учащихся нередко рассматривается как помеха образовательному процессу (звонки и sms во время занятий, использование интернета на экзаменах, видеозапись лекций без ведома преподавателя с последующим выкладыванием на видеохостингах в интернете и т.д.).
Также возможность использовать подходы BYOD встречает сопротивление со стороны IT-служб вузов, которым в таком случае необходимо обеспечивать администрирование и техническую поддержку большого количества платформ и типов оборудования, что ведет за собой повышение расходов на управление IT-инфраструктурой, поддержку и обеспечение безопасности, ввод мобильных устройств в эксплуатацию и пр. К сожалению, сегодня большая часть российских вузов не в состоянии нести на себе эту дополнительную нагрузку.
В тех редких случаях, когда вузы предоставляют студентам такую возможность, мобильные сервисы обычно ограничиваются доступом к электронной почте, расписанию занятий, иногда – обеспечивают рассылку информационных материалов на устройства студентов.
Студенты же, как правило, тратят собственные деньги на оплату мобильного интернета для поиска различного рода информации, доступа в социальные сети, скачивания медиаконтента.
Мы изучили мнение студентов относительно ожиданий использования мобильных технологий в вузах и получили следующую картину: в тройку наиболее востребованных вошли сервисы по рассылке организационных новостей и уведомлений, беспроводной доступ к учебным материалам и электронная медиатека. Также среди популярных можно отметить сервисы для обмена административной документацией внутри вуза и инструменты для онлайн-коммуникации студентов и преподавателей.
А вот такой современный мобильный сервис как навигация для индикации местоположения на интерактивной карте вуза/кампуса, предоставления информации о возможных способах перемещения с выбором оптимального маршрута хотел бы видеть лишь каждый десятый студент.
Несомненно, при этом на данном этапе задача IT-компаний – убедить стейкхолдеров в вузах в необходимости и неизбежности использования мобильных беспроводных технологий в образовательном процессе и сориентировать IT-службы в выборе правильных технологий. А студенты и значительная часть преподавателей к этому уже давно готовы.
Сегодня рынок может предложить вузам два эффективных инструмента, ориентированных на BYOD: включение в IT-ландшафт MDM-решения (Mobile Device Manager) или использование технологий VDI (Virtual Desktop Infrastructure).
При этом вузы могут выбирать из двух моделей: BYOD или СYOD (Choose YourOwn Device, выбери свое устройство). Во втором случае вуз предоставляет в пользование студентам и сотрудникам на время обучения/работы те устройства, которые приобретены в соответствии с информационной политикой и рекомендациями IT-службы, с преднастроенным программным обеспечением, оформленным договором на оказание услуг связи и пр. Несмотря на первоначальные расходы на закупку программного и аппаратного обеспечения, ограниченный выбор мобильных устройств позволяет достаточно эффективно управлять затратами на их обслуживание и техническую поддержку.
Студенты, в свою очередь, при условии выполнения ряда юридических норм и правил безопасности, получают возможность эксплуатировать мобильное устройство в личных целях.
По такому пути пошли, например, в Белгородском государственном технологическом университете имени Шухова: старостам учебных групп передали планшетные мобильные устройства на платформе Android на которых с помощью специализированного программного обеспечения они имеют возможность вести учет посещаемости студентов и решать различные информационные задачи.
Наши эксперты активно работают в обоих направлениях, предлагая вузам решения в зависимости от их запросов и ожиданий, IT-зрелости, финансовых возможностей и др.