Компания Gartner сделала несколько прогнозов о дальнейшем развитии технологий больших данных и Интернета вещей. Все чаще решения будут приниматься автоматически на основе анализа больших данных, в которых доля данных Интернета вещей будет расти. Эксперты также прогнозируют, что через два года, чтобы задействовать внешние источники информации, в 30% случаев компании будут прибегать к помощи дата-брокеров.
Gartner выделил три тенденции развития технологий обработки больших данных. Все они показывают, как новые ИТ-решения изменят внутренние бизнес-процессы компаний в ближайшие несколько лет. Во-первых, эксперты ожидают, что к 2020 г. 80% бизнес-процессов и продуктов, актуальных десять лет назад, будут перестроены, оцифрованы или упразднены вследствие применения новых технологий аналитики. По мере все большей автоматизации различных операций, доля решений, принимаемых машинами по заданным алгоритмам, будет расти.
Эксперты отмечают возрастающую посредническую роль подключенных устройств в получении услуг, которые сейчас запрашиваются и доставляются с участием людей. Например, автомобили уже могут сами в случае аварии вызывать службы экстренной помощи, представителей страховой компании, записаться на техобслуживание.
В соответствии со вторым прогнозом, к 2017 г. более 30% корпоративного доступа к внешним источникам больших данных будет осуществляться посредством дата-брокеров, поставляющих информацию для принятия бизнес-решений. Сегодня бизнес нуждается в постоянном мониторинге ситуации на рынке и внутри организации. Анализа данных, накопленных внутри организации, недостаточно, чтобы понять контекст, в котором функционирует компания. В то же время объем внешних данных, доступных для анализа, очень велик, к тому же они сильно фрагментированы, содержат много «шумов» и распределены по многочисленным сайтам, соцсетям и государственным порталам открытых данных. Значительно сэкономить ресурсы помогут услуги дата-брокеров, специализирующихся на агрегации и отборе данных для анализа. Бизнес-ориентированные облачные аналитические сервисы станут неотъемлемой частью «умного» управления бизнесом, прогнозируют эксперты Gartner.
«Россия здесь будет двигаться в общем тренде, – считает Сергей Заблодский, директор отделения обработки и хранения данных IBS. – На рынке есть несколько примеров уже работающих или создающихся операторов данных, которые агрегируют данные, связанные с определенной тематикой, а потом предоставляют к ним доступ на коммерческих условиях. Это, например, проекты в области агрегации данных о закупках – система Seldon, в этом же направлении развивается система раскрытия отчетности «Интерфакс.Спарк». Есть подобные проекты в области адресной информации об организациях, которые тоже можно считать прообразами брокеров данных по этой тематике».
В-третьих, эксперты ожидают, что к 2017 г. более 20% внедряемых клиентских аналитических систем будут работать с данными из сферы Интернета вещей, позволяющими отслеживать всю информацию, связанную с продуктами компании. Сенсорами, которые становятся все дешевле, будут снабжены все типы продуктов, прогнозируют в Gartner. Датчики будут поставлять не только информацию о местонахождении продукта, но также и о том, как он функционирует. Предоставление такой информации клиентам, став частью бизнес-модели, предоставит новое конкурентное преимущество, позволит повысить прозрачность компании и улучшить отношения с клиентами.
В России кейсов использования Интернета вещей в бизнес-аналитике пока немного, говорит Сергей Заблодский. В качестве примера эксперт упомянул установку страховыми компаниями датчиков на автомобилях для оценки стиля вождения клиента.
Способность бизнеса трансформироваться, чтобы быть конкурентным в цифовом мире, будет зависеть от умения отбирать и анализировать большие данные, данные Интернета вещей, информацию соцсетей, госорганов, партнеров, поставщиков и клиентов. Эксперты полагают, что в 2015 г. бизнесу следует сконцентрировать усилия на том, чтобы сместить фокус с внутренней информации на глобальный пул информационных ресурсов.