По словам Андрея Кузьмищева, руководителя отделения «Управление цепями поставок» в IBS, для внедрения систем SCM могут потребоваться трудоемкие и длительные подготовительные проекты, потому что в компаниях отсутствуют данные или исходные данные низкого качества, а основные процессы автоматизированы разнородными и не связанными друг с другом решениями.
Помимо технических трудностей развитие рынка SCM сдерживают организационные препятствия, точнее, необходимость перестройки управленческих процессов, к чему руководители предприятий не готовы, говорит Кузьмищев. Например, раньше каждый отдел вел свое планирование, а нужно перейти на единое, охватывающее все отделы, ввести новые процедуры согласования планов. Кроме того, прозрачная система планирования обнаруживает ошибки, которые допускают те или иные подразделения, — потребуется пересмотреть систему вознаграждения в компании.
Кузьмищев указывает на то, что системы SCM — сложные высокотехнологичные продукты: «Создание полноценной замены такому решению требует значительных инвестиций и экспертизы». Он предполагает, что в ближайшие годы единой линейки не будет ни у одного вендора, компаниям придется комбинировать продукты разных разработчиков. Например, планирование продаж и операций будет строиться на универсальной системе бизнес-планирования, прогнозирование спроса — на решениях специализированных провайдеров или собственных разработках предприятий и т. д. Но если западные вендоры не вернутся на российский рынок, со временем появятся и близкие аналоги их готовых комплексных решений, верит Кузьмищев.
Полная версия материала доступна подписчикам сайта «Ведомости»