Как российские интеграторы внедряют партнёрскую техподдержку

Андрей Кельманзон и Антон Сучков рассказали о специфике поддержки западных решений после ухода вендоров с российского рынка
Источник: IT Channel News

Чем технологичнее оборудование, тем в большей степени бесперебойность и продолжительность его работы зависят от регулярного квалифицированного обслуживания и своевременной техподдержки. В парках российских заказчиков сегодня по-прежнему превалирует вычислительная техника под глобальными брендами — частью закупленная до начала СВО, частью полученная уже по каналам параллельного импорта. Речь при этом идет не только о серверах, маршрутизаторах, принтерах и МФУ: ряд российских компаний продолжает эксплуатировать ныне официально не поддерживаемые в РФ программные комплексы (SAP, например), — и для них также чрезвычайно важно, чтобы разработанные на Западе решения продолжали работать и сейчас, и в обозримой перспективе.

Неудивительно, что основная тяжесть сопровождения и поддержки всей палитры продуктов ушедших из России ИТ-брендов легла на плечи системных интеграторов. Те и прежде довольно плотно работали в этой области — правда, в непрерывном контакте с вендорами, осуществлявшими обучение специалистов, сертификацию сервисов, снабжение ЗИПом и т. п. Теперь сопровождение и поддержку осиротевшего аппаратного оборудования и ПО интеграторам приходится осуществлять своими силами, что ставит перед участниками канала новые вызовы — но и позволяет приобрести и укрепить совершенно уникальные компетенции, которым на российском (а, вероятно, и не только российском) ИТ-рынке бесспорно найдется самое широкое применение.

Антон Сучков, директор департамента заказных систем IBS, разделяет заказчиков на три категории в зависимости от сложности решаемых задач: «Большинство заказчиков со сложившимися процессами и регламентами чаще всего выбирают альтернативную поддержку без участия вендора, принимая риски до момента выбора других платформ, либо вынуждены сопровождать действующие решения собственными силами. Другая часть заказчиков готова переходить на импортозамещенные продукты, терять в функциональности в краткосрочной перспективе, и постепенно развивать их с вендором. Третья категория заказчиков вынуждена переходить на импортозамещенное ПО, руководствуясь требованиями регулятора. В этом случае выбор стоит между комплексом разнообразного ПО, связанного между собой для обеспечения той или иной бизнес-функции, и заказной разработкой систем».

Антон уверен, что сложнее всего в плане поддержки ПО — обеспечение информационной безопасности: «Вендор своевременно реагирует и выпускает патчи безопасности, после чего направляет их клиентам для установки. У интеграторов такой возможности нет, т. к. нет доступа к исходному коду и прав на него». Необходимо также развивать своими силами соответствующих специалистов — да еще и в условиях, когда приобрести курсы и пройти официальную сертификацию стало попросту невозможно.

Управляющий партнёр сегмента «Аутсорсинг и сервисы» IBS Андрей Кельманзон дополняет, что альтернативная поддержка в большинстве случаев будет обходиться заказчику дороже, чем вендорская в прежних условиях: «Большая инсталляционная база вендоров и регулярный сбор гарантированных платежей за техподдержку на мировом уровне создает финансовый ресурс для обеспечения таких работ. В случае альтернативной поддержки необходимо компенсировать затраты на иную ресурсную модель этого обеспечения — с меньшим количеством клиентов и более высокой технической сложностью вследствие отсутствия доступа к исходным кодам».

По мнению Андрея, возможность возвращения западных вендоров не заслуживает серьезного рассмотрения. Даже если допустить, что ситуация изменится и кто-то из них снова придет в РФ, доверие к ним у российского заказчика уже в значительной мере подорвано. Поэтому имеет смысл продолжать оказывать альтернативную поддержку, одновременно помогая заказчикам переходить к решениям более надежных с геополитической точки зрения вендоров. Такие решения, полностью находящиеся в рамках юрисдикции РФ, займут в итоге весь российский рынок — не дав возможности западным игрокам сюда вернуться, даже если у них появится такая возможность.

Подробнее об альтернативной поддержке IT-решений

Мнение эксперта в статье
Команда экспертов IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Посещая сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.