Образование в один клик

Обзор РБК+ с участием Екатерины Глушко, руководителя отдела рекрутинга IBS

Программа цифровой трансформации разработана в 63% российских компаний. Но часто речь идет о краткосрочных пилотных проектах, утверждают в KPMG. Проблему должны решить новые образовательные инициативы с госучастием.

Вопросом подготовки кадров для цифровой экономики российские власти озабочены последние несколько лет. В 2018 году был утвержден федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», который входит в национальную программу «Цифровая экономика». Готовить цифровых специалистов стали, в частности, центры на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС и «Университета 2035», созданного в 2017 году Агентством стратегических инициатив.

При этом госсектору и частному бизнесу на пути к цифровизации по сей день приходится преодолевать значительные барьеры.

Госуслуги как онлайн-шопинг

«Цифровые госуслуги – это императив», – говорится в статье McKinsey & Company «Цифровые государственные услуги: как добиться быстрой трансформации в масштабах страны», опубликованной летом текущего года. Люди перестают понимать, почему получить госуслугу онлайн должно быть сложнее, чем совершить покупку в интернете. Частный сектор поднял планку потребительского опыта, и люди ждут, что госсектор будет соответствовать новому времени, пишут авторы статьи, поясняя, что в отличие от обычных учреждений цифровые открыты для людей 24/7 и остаются таковыми во время кризисов.

Кроме того, взаимодействие между людьми становится проще, автоматизация обработки дел высвобождает время госслужащих для решения первостепенных для общества вопросов – в сфере трудоустройства и медобслуживания, утверждают эксперты McKinsey.

«Руководителям в госсекторе уже сейчас важно знать не только стандартные и распространенные программные продукты, но и специализированные ИТ-технологии. Например, уметь пользоваться оборудованием с интеллектуальной системой управления, развивать навыки работы с большими данными и, чтобы успешно реализовывать цифровые проекты, разбираться в современных практиках управления, технологиях Agile и Scrum», – говорит замгендиректора по организационному развитию кадровой компании Unity Александр Семенов.

Проблема актуальна и для бизнеса. Как показало исследование KPMG, в котором приняли участие более 100 крупных российских компаний, комплексных программ цифровизации у большинства организаций нет: 63% респондентов указали, что у них разработана программа цифровой трансформации, но на деле это чаще означает набор краткосрочных пилотных проектов.

Основные препятствия, с которыми сталкиваются российские предприятия, – недостаточная зрелость бизнес-процессов (большинство участников рынка находится на этапе накопления данных) и отсутствие необходимых навыков и компетенций у сотрудников. Такая важная позиция, как CDO (Chief Digital Officer – директор по цифровым технологиям), есть только в 16% компаний, а комитет по цифровизации – в 13%. В большинстве российских фирм решения о проектах по цифровизации принимают путем индивидуального рассмотрения на уровне топ-менеджмента (36%), уточняют в KPMG.

Цифровой интенсив

В сентябре 2020 года стартовала программа развития антикризисных лидеров и команд цифровой экономики – КЛИК. Она была разработана командой Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики на базе «Университета 2035».

Программа поделена на два этапа – базовый «КЛИК-Интенсив» (проходил в режиме открытых лекций) и акселерационно-образовательный КЛИК-CDO. В течение двух недель более 20 экспертов, приводя примеры из практики собственных компаний, рассказывали, как им удавалось. используя технологии больших данных, решать те или иные проблемы.

Пройдя эту программу, вряд ли можно сразу получить цифровые компетенции, отмечает академический директор «КЛИК-Интенсива» Вадим Нарейко: «Ее цель иная: за 24 часа слушателям предоставили обзор возможностей, методов и технологий управления, основанных на данных». В «КЛИК-Интенсиве» участвовали как те, кто прошел отбор для участия в КЛИК-CDO, так и все желающие.

После базового этапа команды, отобранные для участия в КЛИК-СDO (а их оказалось более 800 из 64 регионов России), занялись разработкой технологических решений с использованием эффективных практик управления на основе данных. Всего до финала дошло 677 проектов.

Командам помогали более 400 трекеров, тьюторов и экспертов, объясняет руководитель направления инновационных и образовательных проектов «Университета 2035» Мария Спиринг: «Реализовать на практике планируется более сотни проектов. Уже сейчас многие из них находятся на стадии прототипов. Есть и те, которые разработаны по поручению руководства регионов и имеют ресурсы на масштабирование». Но самое главное – сильный социально-экономический эффект, добавляет она.

Так, команда из Башкирского государственного медуниверситета задумалась над проблемой не самой эффективной нынешней схемы маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом. По предварительным подсчетам, предложенная участниками схема должна сберечь в год более 4 тыс. жизней людей с этим заболеванием, а также сэкономить более 24 млн руб. на горюче-смазочных материалах.

В Ивановской области по поручению губернатора команда запускает цифровую платформу, которая с нуля разработана на КЛИК. Платформа выполняет функцию социального мониторинга: с ее помощью определяются люди, нуждающиеся в поддержке. По данным Минфина РФ, в стране существует около 100 видов различных пособий и социальных выплат, говорится в заявке проекта: «На них государство тратит 3% ВВП, в 2019 году эти расходы составили 3,3 трлн руб.». По мнению авторов инициативы, платформа позволит и сэкономить бюджетные средства, и увеличить объем поддержки на одного заявителя. Экономическая эффективность платформы составит как минимум 430 млрд руб. в год, таковы расчеты авторов. Проект уже поддержан многими ведомствами, а также АНО «Цифровая экономика».

Сахалинская область, в свою очередь, решала актуальную для многих, если не для всех, регионов задачу – контроль за уборкой придомовых территорий и вывоз мусора. Созданная нейронная сеть будет фиксировать все стадии работы: от объема мусора, который необходимо утилизировать, до времени приезда мусоровоза.

Если проекты команд государственных институтов нацелены на решение социальных проблем, то специалисты, работающие на предприятиях – как частных, так и с госкапиталом, часто предлагают решения по оптимизации внутренних процессов выводом их на принципиально новый уровень, констатирует Мария Спиринг.

Так, команда КамАЗа из Татарстана разрабатывает платформу, в ядро которой будут автоматически стекаться такие данные, как явка персонала, простои станков, количество деталей и заготовок, время переналадок. Их анализ позволит наладить циклы: составить план, сколько и как нужно работать, чтобы каждый час достигать поставленных показателей.

В ходе программы команды предлагали новые решения и других, не менее значимых, проблем. Это и автоматизация процессов контроля за оказанием медицинской помощи, и цифровизация процесса прогнозирования мест дорожно-транспортных происшествий, и внедрение цифровых технологий в архивное дело. Разработчики программы КЛИК изначально ставили перед собой задачу создать такую программу обучения, с помощью которой можно решить вопросы, возникающие в компаниях и госучреждениях любого уровня, уточняет Мария Спиринг.

Удержать профессионала

ИТ-специалисты в области разработки и внедрения нового ПО, руководители проектов цифровой трансформации, цифровые маркетологи, специалисты по информационной безопасности – все эти компетенции востребованы уже сейчас, перечисляет Александр Семенов из Unity.

Самые высокооплачиваемые специальности связаны с big data, Java-разработкой и Python-разработкой, конкретизирует руководитель отдела рекрутинга компании IBS Екатерина Глушко: «Если мы говорим про ведущих разработчиков или аналитиков, то разброс цифр от 250−300 тыс. до 600−700 тыс. рублей. Цифры сильно зависят от бэкграунда специалиста, есть ли опыт разработки крупных промышленных систем, знание узких профильных вопросов и т.д.».

«Бизнесу нужны не выпускники, а опытные профессионалы», – дополняет директор по маркетингу Kelly Services Жанна Волкова. Спрос на молодых специалистов в 2020 году сильно упал. Причина – повсеместный уход на удаленку, а обучение новичков в режиме онлайн еще не отлаженный процесс и поэтому сложный, констатирует эксперт.

Но одно дело – сфокусироваться на поиске опытных специалистов, другое дело – грамотно организованный рекрутинг. Нередко наем тормозят устаревшие внутренние процедуры. В госорганах отбор кандидатов традиционно проходит медленнее, чем в бизнес-организациях, подчеркивает старший менеджер департамента консалтинга компании «Делойт» в СНГ Ирина Самохвалова: «На собеседование приглашают всех, даже тех, кто не очень соответствует позиции. Опытный digital-специалист готов ждать ответа рекрутера только в одном случае: если ему предложат работу над проектом в масштабах всей страны. Малейшее промедление – соискатель уходит в частную компанию».

К тому же в бизнесе квалифицированный специалист, скорее всего, будет зарабатывать больше, чем на госслужбе. «Возьмем двух специалистов – разработчиков ПО. Квалификация у них на одном уровне. В частной компании такой человек будет зарабатывать в полтора-два раза больше. Главное отличие – мотивация этих сотрудников», – подчеркивает Александр Семенов.

Пандемия многое поменяла на госслужбе, добавляет Ирина Самохвалова. По ее словам, сотрудникам госаппарата пришлось освоить технологии цифрового общения, практически полностью отказаться от бумаги, стать более доступными через интернет-мессенджеры.

Однако, сделав значительный скачок в начале кризиса, этот процесс далее пошел не очень быстро. Например, использование цифровых решений для управления персоналом еще остается узким местом для многих руководителей, особенно поколения 50+, считает эксперт.

Новый подход

В государственных и частных компаниях ежегодно внедряются дорогие технологические решения, возможности которых сотрудники не технических специальностей способны использовать лишь на 20−40%, замечает Ирина Самохвалова. И управленцы тут не исключение. Руководители и на госслужбе, и в бизнесе – это люди, как правило, возрастные, говорит Жанна Волкова: «Они не представляют себя без ассистентов, выполняющих за них всю цифровую рутину».

Цель появившихся в последнее время образовательных проектов не только ликвидировать этот пробел, но и изменить подход к образованию в сфере цифровых компетенций, подчеркивает Мария Спиринг. Если раньше сотрудники воспринимали дополнительное обучение как набор знаний, использование которого было для них неочевидно, то сегодня образовательные программы должны формироваться так, чтобы соответствовать современному образовательному подходу «обучение по запросу» (learning-on-demand), добавляет она.

«По итогам программы КЛИК многие госслужащие и бизнес-руководители научатся идентифицировать задачи, которые можно решать с помощью цифровых инструментов», – говорит управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Олег Подольский. Их также необходимо обучить простым способам сбора и обработки данных, не требующим навыков программирования, добавляет он. Недостаток цифровых компетенций часто не дает возможности руководителю правильно сформулировать техническое задание, что, в свою очередь, тормозит работу профильных специалистов, уверен Подольский.

Привить цифровые навыки – лишь начало процесса. Подготовка кадров для цифровой экономики в большей степени осуществляется в формате дополнительного образования, хотя параллельно делается упор на переработку программ вузов, рассуждает директор Института дополнительного образования университета Иннополис Мария Образцова: «Ведь чтобы мы ни делали сейчас, главная цель усилий – подготовить такую образовательную среду, которая сделает выпускников востребованными на трудовом рынке».

Мнение эксперта в статье
Екатерина Глушко
Руководитель отдела рекрутинга IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Посещая сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.