Лидеры розничной торговли уделяют особое внимание разработке и внедрению цифровых технологий, а также придерживаются активной позиции в отношении интеграции и применения искусственного интеллекта. Такие результаты были получены благодаря использованию нового отечественного подхода к анализу ИТ-рынка — «Аналитического куба IBS» — и набора факторов для выявления потенциала развития в области цифровой трансформации. О том, что еще удалось выяснить о трендах в ритейле, рассказывает Елена Саяпина, управляющий партнер направления «Бизнес-консалтинг» группы компаний IBS.
«Аналитический куб IBS» — это трехмерная инфографика, оси координат которой соответствуют оценкам отрасли по шести группам показателей уровня цифровизации. Результаты оценки демонстрируют развитые направления и потенциальные возможности для рассматриваемой отрасли, а усредненные показатели позволяют проводить межотраслевое сравнение и идентифицировать наиболее эффективные практики для ускорения процесса цифровизации.
Согласно результатам проведенного исследования, розничная торговля является абсолютным лидером по группам показателей, характеризующим использование ИТ-систем и применение сквозных цифровых технологий. 90% компаний внедрили системы классов ERP и HRM. Абсолютно все лидеры отрасли используют решения класса CRM, при этом 60% внедрений приходится на отечественные системы. При разработке ИТ-продуктов 90% компаний отрасли используют DevOps-практики.
Значимым показателем трансформации отрасли является проникновение Big Data. Самый высокий процент использования — 80, что вдвое больше среднеотраслевого значения. Большие данные способствуют переосмыслению традиционных подходов к персонализации, обслуживанию клиентов и ценообразованию. За счет внедрений инновационных предиктивных технологий анализа и прогнозирования в том числе перестраивается ландшафт современного ритейла.
Широкое применение Big Data в ритейле связано еще с одним ключевым аспектом инновационного развития отрасли — использованием технологий искусственного интеллекта. 80% рассмотренных компаний розничной торговли трансформируют маркетинг, логистику, продажи, финансы и другие сферы, что позволяет оптимизировать широкий спектр бизнес-процессов, значительно повышая их эффективность.
Среди наиболее активно развивающихся направлений можно выделить: обработку клиентских обращений, создание персонализированных предложений, повышение эффективности продаж и качества обслуживания, улучшение планирования запасов, прогнозирование спроса, генерацию текстов и изображений, а также анализ отзывов для оперативного реагирования на потребности клиентов и выявление точек роста.
Лидеры рынка, опираясь на собственный опыт и практику международных компаний, акцентируют особое внимание на оптимизации логистики: согласно данным исследования Amazon, AI-решения позволяют ускорить цепочку поставок на 75%, а скорость обработки запросов на покупку — на 25%. Использование технологий становится наиболее актуальным в условиях роста E-com-сегмента и увеличения расходов на логистику.
Отдельно стоит отметить, что в ритейле накоплен значительный опыт применения технологий на базе ИИ. Это позволяет систематически анализировать передовые практики и делать акцент на количественной оценке эффективности их использования, что имеет первостепенное значение для стимулирования внедрения технологий среди других компаний.
Например, кейс крупного ритейлера — усовершенствование системы управления товарными запасами. На 2% был снижен процент списания продуктов, на несколько процентов оптимизированы запасы товаров по всей цепочке поставок. В результате это привело к увеличению выручки на 1%.
Согласно оценке руководства компании X5 Group, эффект от внедрения решений на базе ИИ в 2024 году достигнет нескольких миллиардов рублей. Спектр применения достаточно широк — для некоторых направлений компания разрабатывает собственные продукты, не имеющие аналогов на рынке. Например, система сканирования и распознавания товаров на кассах самообслуживания (КСО). При помощи камеры, которой оснащены КСО X5, а также системы машинного зрения нейросеть в реальном времени анализирует видеопоток, что на 10% снижает количество ошибок при сканировании товаров. Это становится наиболее актуальным в условиях роста использования касс такого вида.
На рынке представлены и готовые решения на базе ИИ для удовлетворения типовых запросов. Компания «Дикси» анонсировала проект по внедрению платформы Rubbles Planning Force, которая также направлена на оптимизацию запасов — внедрение позволит сократить их на 4%.
Стратегическую важность развития технологий на базе ИИ демонстрирует опыт компании «Магнит». В 2024 году была создана лаборатория искусственного интеллекта AI.Lab, основной специализацией которой стало развитие технологий генеративного ИИ, компьютерного зрения, «умного» поиска, разработки виртуальных помощников и др. Компания нацелена на создание новейших решений в этой области для оптимизации работы сотрудников и улучшения клиентского сервиса.
Относительно новым и наиболее важным направлением использования ИИ в ритейле является обеспечение информационной безопасности. Наглядным кейсом эффективности использования ИИ стала попытка хищения 15 млн рублей у клиентов Wildberries и Russ. Благодаря двухуровневой системе защиты, базирующейся на применении ИИ, удалось выявить аномальные паттерны поведения зараженных устройств, которые существенно отличаются от типичной пользовательской активности. Использованное решение позволило отменить более 99,9% покупок, совершенных мошенниками.