Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на совещании о цифровой трансформации транспортного комплекса под председательством главы правительства Дмитрия Медведева в ноябре 2018 года рассказал о ходе цифровизации и ее результатах для авиакомпании.
В 2009 году «Аэрофлот» занимал 68-е место в мире по перевозкам пассажиропотока и 15-е место в Европе по тому же показателю. В 2018 году авиакомпания занимает 19-е и 5-е места, а ожидаемое число перевезенных пассажиров за год 36 миллионов. Савельев утверждает, что во многом этих результатов компания добилась за счёт проведенной цифровизации.
Мы перевозим в сутки более 120 тысяч пассажиров. Если в 2009 году мы перевозили 24 тысячи пассажиров в сутки и делали 126 рейсов, то сейчас делаем более 700 рейсов и перевозим около 120 тысяч пассажиров в сутки. Это очень много. Без цифровизации, даже если рядовой какой-то сбой, мы, естественно, сразу попадаем в коллапс, потому что вручную уже такое количество не обработать. Мы заложники цифровизации в данном случае, поэтому мы её развиваем, – констатировал гендиректор «Аэрофлота».
Ещё в 2009 году «Аэрофлот» работал, не имея даже внутренней корпоративной почты. Уровень цифровизации компании был всего лишь 35%, вспомнил прошлое Савельев. Теперь, по его словам, документы полностью на цифровой подписи у всех замов, а сам он формально подписывает только приказы.
Гендиректор «Аэрофлота» рассказал о наиболее знаковых цифровых технологиях, использующихся в компании. У «Аэрофлота» есть три базовых платформы. Это интегрированная система управления предприятием SAP ERP, внедрено 13 движков. Также используются ПО Lufthansa Systems, на которой работает биллинг, и система Sabre, на которой реализовано бронирование.
Одна из основных систем – это система поддержания лётной годности и технического обслуживания и ремонта воздушных судов на базе AMOS. Она позволяет воздушным судам находиться в воздухе не менее 12 часов, утверждает Савельев.
Из-за этого показателя мы входим в пятёрку мировых лидеров по пунктуальности, а в этом году мы были несколько раз признаны компанией номер один в мире по пунктуальности (по месяцу идёт оценка), – похвастался гендиректор «Аэрофлота».
Три года в «Аэрофлоте» в промышленном режиме используются технологии интернета вещей. Все самолёты, включая самолёт Sukhoi Superjet, через спутник сообщают о своём техническом состоянии в воздухе, и наземные службы ждут самолёты и готовят запчасти, если надо, готовят место в ангаре, для того чтобы быстро самолёт обслужить и опять его запустить в работу. То есть, коэффициент полезного действия от этого резко возрастает, пояснил Савельев.
В компании используются два crew tablet – планшеты для бортпроводников. По словам Виталия Савельева, это две запатентованные на «Аэрофлоте» отечественные наработки, которые помогала создать компания IBS.
Это мини-iPad, на котором старший бортпроводник видит всех пассажиров, видит все их стыковки, сколько у пассажира на борту детей, какое питание заказано, какие есть сложности. Обращение – это долг вежливости. В конце рейса стюардесса в специально отведённом окошке расписывается, как на iPad, и рейс закончен, закрыт. Это существенная новация, – говорит Савельев. – В ближайшее время на этих «таблетках» мы сможем у пассажира бизнес-класса уже принимать заказы на питание на борту, сможем также продавать товары SkyShop, принимать заказы через «таблетку» на борту. То есть мы приучаем – пассажиры смогут это делать.
Следующее – монитор руководителя. Это 508 показателей, которые каждый день, в семь утра, загружаются более чем для 100 топ-руководителей «Аэрофлота». Каждое утро они видят, что происходит с компанией – по цене на керосин, по перевозкам.
Савельев рассказал, что «Аэрофлот» также несколько лет занимается технологиями Big Data.
Мы занимаемся поиском клиентов. Мы растём довольно серьёзными темпами – почти по 10–12% каждый год. И вот внедрение Big Data, больших данных, которые мы анализируем. Например, мы сейчас пришли к тому, что начинаем изучать самолёты и склоняемся уже к искусственному интеллекту в двух вопросах, – рассказывает гендиректор «Аэрофлота». – Мы разрабатываем искусственный интеллект в части определения ценообразования пассажиропотоков, чтобы загрузку прогнозировать уже более точно. И второе – предиктивные ремонты, то есть мы начали задумываться над тем, что самолёты, которые летают в определённые аэропорты, получают примерно одни и те же проблемы. И мы уже заранее предполагаем, когда понадобится та или иная запчасть. Самолёты летают в аэропорты, где какие-то погодные условия, качество взлётной полосы, какая-то среда. И мы начинаем к этому готовиться.
Заканчивая, гендиректор «Аэрофлота» указал, что компания Bain второй год оценивает: авиакомпания занимает четвёртое место в мире по цифровизации. При этом совершить прорыв цифровизации компании помогло заимствование лучших практик в этой области у других компаний, следует из слова Савельева.
«Аэрофлот» не можете себе позволить делать какие-то наработки, скажем так, кроме мониторов, которые мы сделали. И мы ушли от этой стратегии. У нас такая парадигма развития цифровизации. Мы поначалу стали брать лучшее у каждой компании – многие компании в чём-то преуспели. И так случилось, что через три года – а всем этим мы уже пользуемся лет пять из моих девяти с половиной лет в «Аэрофлоте» – мы стали одними из лучших в цифровизации только потому, что внедрили всё то, что есть у многих, а у нас есть это всё одновременно, – рассказал он.
Дмитрий Медведев в ходе доклада Савельева отметил, что нужно работать над отечественным софтом в этой сфере. Но с учётом того, что «Аэрофлот» – международная компания, конечно, невозможно создавать замкнутую систему, сделал оговорку Медведев. То, что делает «Аэрофлот», должно стыковаться без проблем с международными контрагентами авиакомпании, тогда это имеет ценность.
Абсолютно, Дмитрий Анатольевич, мы что сейчас сделали? Не я выбирал Sabre. Может быть, я выбрал бы другую платформу, но это было сделано ещё в 2005 году. Мы объяснили Sabre ситуацию, и компания приняла решение официально вносить меморандум о том, что она создаст СП с российским участием, где будет доминировать российская сторона, она поставит все серверы и программное обеспечение в Россию и мы будем работать на территории РФ. Они тоже понимают ситуацию, в которой они находятся, – разъяснил Медведеву Савельев.
Он добавил, что авиакомпания работает и над отечественными системами, уже третий год являясь консультантами проекта, который ведут «Национальные информационно-расчётные системы» (НИРС), «Ростехнологии» и аэропорт Внуково.
В свою очередь, гендиректор «Аэрофлота» посетовал, что не уделяется достаточного внимания 3D-печати в самолётостроении. Например, крупнейшие компании Airbus, Boeing уже до 12% запчастей и комплектующих делают на 3D-принтере, сравнил он.
Медведев поспешил заметить, что Савельев в этом не совсем прав.
Мы уделяем этому внимание, вы просто не на всех совещаниях бываете. Я даже отдельное совещание и комиссию по модернизации посвятил 3D-печати на принтерах для промышленных нужд. Проблема в том, что у нас этих принтеров не так много. Их надо обязательно закупать, мы сами их пока не делаем. И есть ещё некоторые проблемы с качеством порошка, который там используется. Мы этим занимаемся. Но этого мало пока, с этим спорить не буду, – просветил он Виталия Савельева.
В планах «Аэрофлота», согласно стратегии развития, – перевезти почти 100 миллионов пассажиров к 2023 году, нарастить международный трафик и создать четыре региональные базы, а также поставить на крыло 200 отечественных самолётов. Эта стратегия невозможна, очень затратна, если не применять цифровизацию и цифровые технологии, отметил Виталий Савельев.