Как подготовиться к налоговой реформе

О том, как лучше адаптироваться к новым условиям, рассказал Юрий Пересторонин, управляющий партнер сегментов «ТНП, ритейл, строительство» группы компаний IBS
Источник: РБК

В 2026 году изменится налоговое законодательство России. Это может стать серьезным вызовом для бизнеса, особенно в сегменте розничной торговли.

Что изменится для бизнеса

Реформа поднимет ставку НДС до 22%. В первую очередь это отразится на компаниях, которые уделяют повышенное внимание ценообразованию и стремятся удержать клиентов, не повышая стоимость товаров. В то же время снизятся пороги для уплаты НДС у предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, а значит, им надо будет раньше и чаще платить налог.

Изменения затронут и патентную систему. Компаниям, которые ей пользуются, придется пересматривать подходы к ведению бизнеса. Ужесточатся правила торгового сбора, что особенно сильно повлияет на розничные сети с сотнями точек продаж.

Нововведения также подготовили для ИТ-сектора. Он окажется под пристальным вниманием налоговых органов — в нем сделают более прозрачным анализ доходов и расходов. В результате самый широкий круг участников рынка почувствует на себе последствия реформы.

Шаги для адаптации

Чтобы избежать неприятных последствий, следует правильно подготовиться к переменам. Руководителям важно понять, что нужно не просто платить налоги, а перестраивать бизнес-процессы под новые правила. Стоит пересмотреть договоры, проследить за всеми изменениями в отчетности, а главное, как можно раньше автоматизировать учет. Известны компании, которые за два-три месяца модернизировали свои цифровые системы такого профиля. Теперь эти организации в несколько раз быстрее работают с отчетами, почти не допуская ошибок и не испытывая серьезных трудностей в периоды подготовки к налоговым проверкам.

При перестройке бизнес-процессов не обойтись и без технических инструментов. Чтобы внедрить их быстро, правильно и без проблем, можно обратиться к опытным внешним экспертам. Они не просто установят ИТ-системы, а помогут интегрировать их с учетом особенностей бизнеса, обучат сотрудников и сопроводят весь процесс трансформации. Лучше всего собрать слаженную команду из финансовых, юридических и ИТ-специалистов. Тогда компания сразу получит устойчивое решение, и ей не придется в одиночку искать пути оптимизации без гарантии результата.

Чтобы не откладывать трансформацию бизнес-процессов до последнего момента, ее стоит разбить на этапы с четкими дедлайнами. Важную роль играет и регулярное обучение сотрудников, ведь им нужно не просто знать новые правила, а уметь их применять. Наконец, будут полезны современные цифровые инструменты, которые помогут следить за налоговыми рисками и реагировать на нововведения в режиме реального времени.

Не проблемы, а возможности

Перестройка процессов — это всегда стресс. Вместе с тем это возможность модернизировать бизнес, делая его прозрачнее и эффективнее. Переход на цифровое налоговое управление не формальность, а хороший способ сэкономить время и средства, поэтому пора включить эту волну изменений в стратегию развития. Чем раньше начать трансформацию, тем меньше будет рисков для бизнеса.

Следите за новостями компании IBS в соцсетях и блогах
Мнение эксперта в статье
Юрий Пересторонин
Директор сегмента «ТНП, ритейл, агро» в IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Оставаясь на сайте и (или) нажимая кнопку «Принять условия», вы соглашаетесь с условиями обработки ваших персональных данных, содержащихся в cookie-файлах. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках вашего браузера.