Российские бизнес-пользователи SAP продолжают работать с продуктами немецкого вендора даже после его ухода из РФ. На фоне сохраняющегося спроса появились компании, утверждающие, что могут предоставлять официальные пакеты обновлений SAP. Стоит ли доверять таким предложениям? Что действительно могут отечественные ИТ-компании? И как долго можно использовать SAP без поддержки вендора?
Рассказывает Денис Боднар, начальник отдела сопровождения бизнес-систем, IBS.
Изменения в законодательстве происходят постоянно, поэтому без регулярных обновлений системы SAP будут постепенно устаревать. Вместе с этим будут расти затраты на подготовку отчетности, количество ошибок, а также риск несвоевременного предоставления отчетов, а значит, штрафных санкций.
Российские пользователи SAP регулярно получали от вендора обновления, включавшие законодательные изменения, исправления ошибок, а также новые возможности системы или улучшения уже существующих функций.
Эти обновления приходили в виде нот (note) и пакетов поддержки (support package). Нота представляла собой одно изменение или исправление, тогда как пакет поддержки включал в себя множество нот, собранных за определенный период.
После получения обновлений заказчики следовали рекомендациям от SAP и самостоятельно настраивали новую функциональность с учетом особенностей своих систем и предприятий.
В процессе настройки и тестирования часто выяснялось, что некоторые специфические требования заказчика не учтены или функциональность содержит ошибки. В ответ на это SAP выпускала дополнительные ноты, содержащие исправления, которые могли выходить по нескольку раз в день.
Затем заказчики устанавливали эти обновления в продуктивную среду, что позволяло поддерживать актуальность систем SAP и соответствие требованиям законодательства.
После того как SAP прекратила лицензионную и техническую поддержку своего ПО для российского рынка, прекратилась поставка обновлений под новшества федерального законодательства, а все ранее выпущенные пакеты и ноты стали недоступны. Поэтому никто не может предлагать их. Однако российские аутсорсеры могут самостоятельно отслеживать законодательные изменения, разрабатывать обновления для SAP и предоставлять их клиентам.
Как происходит поддержка SAP в этом случае?
В отличие от работы с официальными нотами и пакетами SAP, когда клиенту приходилось самостоятельно настраивать и тестировать обновления, аутсорсер предоставляет уже готовый функционал. Клиенту остается только установить обновления в продуктивную среду.
Обновления, связанные с законодательными изменениями, аутсорсер обычно разрабатывает сразу для всех клиентов. Это позволяет снизить стоимость услуги. Что касается дополнительных новых функций, то они обычно реализуются как отдельные доработки, поскольку могут сильно различаться между клиентами. Такое решение, по сути, является импортозаместительным, поскольку делает заказчика независимым от зарубежных поставщиков.
Чего не может аутсорсер для действующих систем?
Среди наших клиентов есть компании, которые используют продукты SAP без поддержки вендора с 2012 года и не замечают деградации систем ни в производительности, ни в функциональности. И это еще не предел.
Важно понимать, что поддерживать эффективную работу систем без вендора можно только при наличии надежного партнера, способного обеспечить необходимый уровень обслуживания и оперативное реагирование на возникающие проблемы. Для этого аутсорсер должен обладать достаточным опытом и компетенциями в области SAP.