После ухода SAP из России и прекращения поддержки вендором многие компании столкнулись с необходимостью искать альтернативу и решать, что же делать дальше: продолжать работать на западном ПО, и будь что будет, или срочно переходить на альтернативные решения, например 1С. О том, какой путь является оптимальным, рассуждает руководитель дирекции продаж IBS Василий Саутин.
Исходя из ситуации на рынке, которую мы видим, на данный момент еще не сложилось общего понимания, что же делать. Некоторые компании в авральном режиме решили переходить на новые ERP, а некоторые продолжают внедрять решения SAP. Причем, например, «быстрый» переход на другую ERP у многих заканчивается неудачей, поскольку то, что изначально называлось миграцией, в сильно кастомизированных решениях является по факту перевнедрением. Так какой же путь можно считать оптимальным в текущих реалиях?
Для начала стоит разобраться, что же происходит и в дальнейшем будет происходить с системами SAP в условиях отсутствия поддержки от вендора. Стоит сразу отметить, что уход компании-разработчика слишком демонизирован. Ничего страшного не произошло. Любую систему, включая SAP, можно поддерживать и без вендора. Да, перестало быть доступным обновление ПО, даже обновление безопасности. Только по сути, оно не делало систему действительно неуязвимой. Система как работала, так и будет работать. Если кто-то вдруг захочет ее взломать, то найдет способ сделать это если не через ПО, то используя человеческий фактор.
Безусловно, «жить» и полноценно функционировать исходя из происходящих, например, законодательных изменений система тоже не может. Если компания принимает решение и дальше жить с SAP, то в первую очередь необходимо понять, кто же будет заниматься поддержкой ПО без вендора: решать инциденты, выпускать обновления и т.д.
Можно нанять специалистов в штат, но надо быть сразу готовыми к тому, что со временем их знания начнут деградировать, поскольку в их поле деятельности будет система всего одной компании. Кроме того, работоспособность ПО будет жестко привязана к знаниям и опыту персоналов. Я приведу один пример: в некоторых компаниях до сих пор используется Microsoft Dynamics NAV, которого, как считалось, уже давно нет на российском рынке. Компании, в которых стоит эта система, столкнулись с необходимостью аутсорсинга просто потому, что сотрудники, которые ее поддерживают, могут в ближайшее время уйти на пенсию.
Если компания планирует оставаться на SAP-системах в ближайшие два-три года, то уже сейчас необходимо озаботиться аутсорсинговой поддержкой. Во-первых, такая поддержка не завязана на внутренних сотрудниках, которые в любой момент могут покинуть компанию. Во-вторых, у подрядчиков всегда будет шире кругозор. В то время, как внутренняя команда работает над одним проектом, команда подрядчика поддерживает десятки систем. Те инциденты, которые когда-то в будущем могут случиться у вас, уже есть в базе знаний аутсорсеров.
Только после того, как будет решена судьба поддержки текущей системы, стоит задумываться о плавном, это ключевое, переходе на импортонезависимое ПО, например, 1С. Не стоит забывать, что внедрение новой системы так же потребует дополнительных финансовых затрат. В среднем для компании на две тысячи сотрудников внедрение 1С обойдется в 100 млн, при этом те же 25-30 млн в год будут уходить на поддержку текущих систем на SAP.
Во избежание всех возможных рисков, переход должен осуществляться помодульно. Нет волшебного рубильника, которым можно выключить SAP и включить 1С, потому что любая информационная система включает в себя не только внедрение, но и обучение, и приспосабливание персонала, который в ней работает.
Вот еще один пример из практики. Один из заказчиков внедрил новый корпоративный портал. И ИТ-команда тут же получила обратную связь от пользователей: «А зачем нам это вообще? Что за интерфейс? Верните старую систему!». Так тоже бывает.