Жилищно-коммунальные инновации

Как развивается цифровизация ЖКХ в России?

Городское хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из наиболее консервативных отраслей российской экономики. Эксперты уверены, что главная причина медленной перестройки отрасли в соответствии с современными трендами — отсутствие достаточных инноваций. Есть ли возможность в скором времени модернизировать этот сегмент, разбиралась корреспондент BG Антонина Егорова.

Цифровизация ЖКХ — огромный комплекс решений, который позволит оптимизировать городские бюджеты, снизить издержки домовладельцев на содержание недвижимости и повысить качество жизни. «В последние нескольких лет государство большое внимание уделяет «цифре», а с принятием общей стратегии цифровизации ЖКХ и активной работой над проектом «Умный город» цифровизация услуг жилищно-коммунального хозяйства постепенно выходит на уровень постоянного и системного развития. Этому же способствует повышение требовательности и опыта основных потребителей цифровизации — жителей городов. Петербург в этом плане — один из лидеров активного движения в создании прозрачной, удобной и комфортной среды в сфере ЖКХ», — отмечает Сергей Путин, IT-директор ГК «Росводоканал».

Тем не менее, несмотря на достаточную активность, цифровизация ЖКХ в России, по мнению экспертов, происходит неравномерно. Как поясняет Виталий Данильчук, управляющий партнер сегмента «Энергетика и ЖКХ» в компании IBS, наибольший рост инвестиций в городскую инфраструктуру наблюдается в Москве и Петербурге. Наиболее активно развиваются направления, связанные с цифровым клиентским сервисом. Этому способствуют сами потребители, которые уже активно используют цифровые способы коммуникаций с ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями (УК), платежными агентами по оплате услуг ЖКХ. Это также заслуга массового внедрения цифровых сервисов в мобильные приложения. Цифровые решения в сфере ЖКХ активно применяются на предприятиях, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение, поскольку в этой области развивается государственно-частное партнерство и возможно участие стратегического инвестора.

При этом, по словам Дмитрия Стригуненко, директора консалтинговой компании «Инноватика», следует разделять отрасль коммунального хозяйства (ресурсоснабжающие организации, которые занимаются тепло-, водо- и энергоснабжением) и жилищное хозяйство (управляющие компании). Так, в сфере коммунального хозяйства доля высокотехнологичных производств и оборудования несомненно выше, нежели в жилищной.

«На мой взгляд, дома типовой застройки — один из основных тормозов цифровизации жилищного хозяйства. С одной стороны, дома одного типа «просты» с точки зрения оснащения цифровыми сервисами снятия и передачи показаний коллективных, а также индивидуальных приборов учета. С другой, большинство собственников квартир таких домов вносят плату по минимальной ставке и не готовы нести затраты на оснащение их жилища современными цифровыми системами. Большой объем инженерных сетей низкого качества сохраняется, несмотря на действие программ капитального ремонта. Он требует существенных вложений в комплексное обновление систем. Параллельно с этим в России по-прежнему нет законодательно урегулированных гарантий возврата инвестиций в жилищное хозяйство, что также негативно сказывается на темпах его цифровизации», — поясняет господин Стригуненко.

Цифровые тенденции

Сегодня, по словам Алексея Шильникова, директора по продукту «Мой дом онлайн», на рынке представлен целый спектр систем автоматизации ЖКХ, которые используют клиенты. Чаще это средние и крупные компании. Товарищества собственников жилья (ТСЖ) на данном этапе широко используют лишь биллинг для расчета квитанций. Хотя для ЖКХ уже разработаны и внедрены десятки различных сервисов и приложений.

Популярны сейчас переход на роботов-диспетчеров, цифровизация сервиса, удаленное решение вопросов клиентов через телефон, мобильное приложение, портал ГИС ЖКХ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства). Все это облегчает процесс взаимодействия с населением, а также позволяет контролировать качество оказанных услуг и оперативность сервиса. Однако, по оценкам экспертов, около половины компаний до сих пор работает по устаревшим схемам — с бумажным документооборотом, в некоторых случаях рабочие места специалистов даже не оборудованы компьютерами.

По словам Сергея Путина, основные тенденции в сфере цифровизации услуг ЖКХ — энергоэффективность и снижение потерь, развитие инструментов доверия власти, потребителей и предприятий ЖКХ, создание нового качества жизни и возможностей развития городов. В Петербурге очевиден акцент на развитии ГИС ЖКХ и цифровой квитанции, расширение инструментов государственного строительного надзора, цифровизации процессов обращения с отходами и мониторингу объектов капитального строительства. Эти акценты выбраны исходя из общественного запроса и видения стратегических приоритетов профильного министерства.

«Основные направления цифровизации жилищного хозяйства — «умные» приборы учета коммунальных ресурсов, сервисы цифрового взаимодействия жителей с управляющими организациями, а также оборудование, которое обеспечивает безопасность и комфорт: домофония, видеонаблюдение, элементы «умного» дома», — добавляет Дмитрий Стригуненко.

Проблемы и перспективы

По словам экспертов, за исключением столицы, во многих регионах наблюдается проблема отсутствия стратегического игрока, готового инвестировать в проекты цифровизации услуг ЖКХ. Эти сервисы являются тарифорегулируемыми, поэтому в такие проекты сложно привлечь интересанта.

Наряду с существенной недоинвестированностью отрасли к числу ключевых проблем цифровизации услуг ЖКХ относят ограниченность классической тарифной модели финансирования развития ЖКХ и отсутствие лидерства на местах. Одним из основных путей решения этой проблемы может стать развитие института государственно-частного партнерства совместно со стандартизацией требований к параметрам цифровизации («умного» города, «умного» предприятия ЖКХ). При этом государство и инвестор выступают долгосрочными стратегическими партнерами: государство определяет цели, а частный бизнес эффективно их достигает.

По мнению господина Данильчука, дальнейшее проникновение технологий в бытовую среду потребителя будет стимулировать развитие цифровых сервисов на стороне ресурсоснабжающих организаций. Также на рынок могут выйти цифровые игроки из других сфер.

Во-первых, это банки, которые сейчас трансформируются в целые экосистемы, где потребитель может оперативно получить доступ к комплексу различных услуг, в том числе и ЖКХ. Во-вторых, различные площадки-агрегаторы, где сосредоточены профили частных специалистов, готовых оказать помощь в сфере домохозяйства: чтобы житель дома мог, например, оформить вызов частного плотника или сантехника, не дожидаясь выполнения заявки управляющей компанией.

Развитие интеллектуальных систем учета практически полностью переведет отношения с потребителем в цифровую среду. Тормозить развитие цифровых сервисов ЖКХ будут два основных фактора: низкий инвестиционный потенциал, связанный с высоким уровнем дебиторской задолженности и отсутствием финансовых ресурсов, а также технологическое истощение производственных активов предприятий ЖКХ (то есть изношенные инженерные коммуникации).

«Мы наблюдаем тенденцию на деятельное участие в жизни многоквартирных домов миллениалов, которые наиболее далеки от тезиса «внеси квартплату, остальное обеспечит государство». Молодежь готова платить экономически обоснованную цену за конкретные услуги управляющих организаций. Готовность эта выражается только при создании условий, в которых они будут комфортно для себя принимать решения. Речь идет о цифровых онлайн-собраниях собственников, голосовании с использованием электронно-цифровых подписей, быстрой реакции управляющих организаций на вопросы современных, «цифровых», собственников», — отмечает господин Стригуненко.

Инструменты для такого взаимодействия у управляющих организаций есть уже сейчас. Например, специализированные мобильные приложения, которые обеспечивают авторизованный обмен юридически значимыми сообщениями между УК и собственниками — они пришли на смену надоевшим всем чатам в мессенджерах.

«Увы, по-прежнему нерешенным остается вопрос инвестиций в жилищное хозяйство. Фактически коммерческие структуры не присутствуют на этом рынке, а главный «инвестор» многоквартирных домов типовой застройки — Фонд капитального ремонта — связан невозможностью модернизировать дома: его задача — выполнить работы по проекту, существующему на момент застройки», — заключает Дмитрий Стригуненко.

Следите за новостями компании IBS в соцсетях и блогах
Мнение эксперта в статье
Виталий Данильчук
Управляющий партнер сегмента «Энергетика и Промышленность» IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Посещая сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.