Когда сервис на земле «на высоте» — спокойно и в воздухе

Воздушная гавань Санкт-Петербурга внедрила передовое отечественное решение для обслуживания и ремонтов спецтехники, оборудования, зданий и сооружений
Источник: АвиаПорт

Одной из основных причин чрезвычайных происшествий на предприятиях различных отраслей российской экономики выступает износ и старение производственных активов. В связи с этим актуальным становится применение современных подходов к выстраиванию эффективного процесса управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования. Это особенно важно для компаний транспортной индустрии, которая априори представляет собой сферу повышенных рисков.

Петербургский аэропорт Пулково входит в топ-3 крупнейших и динамично развивающихся авиаузлов России. Его ежегодный пассажиропоток приближается к 21 млн человек. Руководство воздушной гавани Северной столицы постоянно предпринимает меры, направленные на повышение надежности работы всех служб, поддержание высокого уровня безопасности путешественников, улучшение качества сервиса для них.

Одним из направлений работы, которому здесь уделяют самое пристальное внимание — обеспечение надежного функционирования всего спектра специальной техники, оборудования и сооружений аэропорта. По сути, это сложная система, объединяющая множество высокотехнологичных устройств, целый ряд видов транспорта, аппаратуру и оборудование различного формата и назначения, которые вместе должны гарантировать бесперебойную работу огромного авиатранспортного узла.

Исправность оборудования напрямую влияет на безопасность полетов. Своевременное проведение технического обслуживания и ремонтов (ТОиР) позволит:

  • Контролировать состояние взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, систем освещения;
  • Своевременно обслуживать радиолокационные системы, навигационные приборы, топливные коммуникации;
  • Предотвращать аварии из-за износа оборудования.

Любой сбой в работе аэропорта (например, отказ трапов, конвейеров багажа, систем досмотра и т. д.) приведет к задержкам рейсов и недовольству пассажиров, повлечет за собой существенные убытки для авиапредприятия, его клиентов и партнеров.

Полный технологический суверенитет Пулково

В 2023 году с целью снижения зависимости от иностранного программного обеспечения и дальнейшего развития корпоративной ИТ-инфраструктуры аэропорт начал проект перехода с ERP-системы SAP S4/HANA на российский продукт «1С:ERP Управление предприятием». Основополагающим стало также решение о необходимости внедрения специализированного модуля для автоматизации бизнес-процессов в области технического обслуживания и ремонтов оборудования (ТОРО).

Победителем конкурса стала компания IBS. Аэропорту было предложено решение в виде ERP-системы на базе 1С и собственной специализированной разработки IBS для обслуживания и ремонтов оборудования — «Системы управления промышленными активами на платформе 1С:Предприятие 8» (Модуль IBS EAM).

Во-первых, коллег из Пулково впечатлила глубина проработки процессов модуля IBS ЕАМ: функциональность охватывает максимум того, в чем заинтересовано крупное предприятие — от ведения нормативно-справочной информации (НСИ) до формирования широкого спектра планов и анализа результатов проведенных работ.

Во-вторых, продуманная архитектура и гибкий интерфейс решения позволяют дорабатывать его под специфику и отрасли, и конкретной компании. В Пулково такие доработки потребовались — и были успешно реализованы.

В-третьих, ценным примером оказался первый проект внедрения IBS ЕАМ в авиатранспортной индустрии. Первопроходцем в свое время стала компания «Шереметьево Хэндлинг». Успех того проекта и удовлетворенность клиента организацией ТОиР в соответствии с передовыми стандартами стали явным преимуществом IBS в глазах менеджмента Пулково.

Стартовав в октябре 2023 года, команда IBS в кратчайшие сроки создала новую корпоративную информационную систему аэропорта. Замена зарубежного ПО на отечественное решение была выполнена всего за год. После непродолжительного опытного периода уже в начале 2025 года комплексное ERP-решение было запущено в промышленную эксплуатацию.

Проект стал завершающим шагом Пулково к полной технологической независимости от зарубежных вендоров. Единая информационная инфраструктура охватила более 70 подразделений аэропорта. С помощью программного продукта «1С:ERP Управление предприятием» оптимизированы процессы финансового и бухгалтерского учета, планирования ресурсов, управления недвижимостью, ТОиР, а также упрощена работа с арендаторами и авиакомпаниями.

Модуль IBS EAM бесшовно встроен в ERP-систему, что позволяет пользователям работать в режиме единого окна, применять сквозные процессы, повышать оперативность обмена данными.

Таким образом, два крупнейших по пассажиропотоку российских аэропорта — Шереметьево и Пулково — управляют техобслуживанием и ремонтами на уровне ведущих зарубежных авиационных хабов, делая это на основе отечественного ИТ-решения IBS EAM.

Особенности ЕАМ-решения для Пулково

Платформы управления основными производственными фондами (Enterprise Asset Management, ЕАМ) связывают между собой подразделения предприятия и выступают в качестве центрального управляющего узла для корпоративных активов. Благодаря такому подходу компании могут легко ориентироваться в больших массивах данных. Это особенно важно для крупных организаций, где сокращение времени на поиск и анализ информации, планирование и выделение ресурсов напрямую влияет на эффективность показателей бизнеса.

IBS развивает направление ЕАМ уже более 20 лет. За это время компания реализовала десятки успешных проектов по внедрению зарубежных систем ТОиР, а несколько лет тому назад разработала собственное решение для управления промышленными активами на базе платформы «1С:Предприятие 8». Это решение и было выбрано менеджментом Пулково в качестве ключевой составляющей комплексного ERP-проекта.

Функциональный блок охватил управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, техники, автотранспорта, зданий и сооружений. С его помощью аэропорт ведет базу данных оборудования и нормативов, отслеживает техническое состояние оборудования, планирует обслуживание и ремонты, предоставляет ресурсы для проведения работ, учитывает и контролирует ход их выполнения, формирует бюджеты на ремонты.

Автоматизация затронула большое количество видов оборудования с учетом специфики процессов ТОиР:

  • Авиационная инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, светосигнальное оборудование и т. д.);
  • Терминалы (здания и сооружения, эскалаторы, лифты, системы вентиляции, багажные линии и т. д.);
  • Транспортная логистика (спецтехника, топливозаправщики, тягачи, автобусы);
  • Оборудование энергоцентра.

Решение IBS EAM позволяет оперативно получать точные данные о состоянии техники, автотранспорта, оборудования, зданий и сооружений, фиксировать возникающие неисправности, планировать обслуживание и ремонты (в том числе с учетом лимитов бюджета), обосновывать потребность в ресурсах для ТОиР в соответствии с прогнозом, планировать и резервировать материалы и запчасти под конкретные работы, резервировать посты ремонтных зон для проведения работ, а также отслеживать фактические данные по выполненным работам с последующей передачей в финансовый блок для отражения затрат.

В ЕАМ-модуль вносятся перечень единиц оборудования, плановые нормативы его обслуживания, информация о техническом состоянии, которая регистрируется в процессе эксплуатации и при проведении плановых работ ТОиР. На основе этих данных система автоматически формирует:

  • План-графики на проведение плановых работ техобслуживания и ремонтов;
  • Потребность в ресурсах для этих работ;
  • Заказ-наряды на проведение плановых и внеплановых работ;
  • Заявки на закупку для обеспечения потребности в ресурсах;
  • Данные о недоступности транспортных средств для подсистемы управления автомобильным транспортом (УАТ);
  • Данные о фактических затратах на ТОиР для отражения в регламентированном учете.

Чтобы организовать более полный учет и анализ данных, приложение было интегрировано с действующими информационными системами аэропорта. Отказоустойчивость ИТ-инструментов для ведения учета в области управления авиационной техникой и ТОиР обеспечивается за счет разделения на оперативный и финансовый контуры. Так, данные о наработке транспортных средств поступают в ЕАМ-модуль из подсистемы УАТ, а данные нормативно-справочной информации (номенклатура и остатки, сотрудники и кадровая история) — из финансового контура ERP-системы. Следует отметить, что в ходе таких проектов и консультанты, и специалисты компаний-клиентов должны уделять особое внимание качеству НСИ, которая передается в блок ТОиР. Это важнейшее условие корректной и полноценной работы решения.

Модуль IBS EAM был также интегрирован с внешними приложениями — системой маслораздачи (СМР) и системой mRMS, предназначенной для управления мобильными ресурсами. С этой целью был использован универсальный интеграционный модуль УИМ IBS, который представляет собой SOAP-сервис.

В ходе проекта консультанты доработали ЕАМ-модуль и учли специфику техники и оборудования, которое используется различными службами аэропорта. Среди интересных задач, с которыми пришлось столкнуться, выделяется задача по выравниванию процессов между технической и операционной дирекциями и унификации внедряемого функционала.

Результаты проекта

Уже первые полгода применения ЕАМ-решения в Пулково подтвердили рост эффективности использования оборудования. Делать точные оценки преждевременно, но система явным образом позволила аэропорту снизить время незапланированных простоев, добиться сокращения капитальных затрат, уменьшить расходы на эксплуатацию активов, обеспечить рост отказоустойчивости.

По предварительным отзывам специалистов аэропорта, отмечается повышение готовности спецтехники и оборудования, увеличение производительности труда ремонтного персонала, оптимизация складских запасов комплектующих, более рациональное планирование бюджета.

Сотрудники Пулково должны быть уверены в стабильной работе ЕАМ-системы, ведь от этого зависит надежность функционирования оборудования аэропорта и безопасность миллионов пассажиров.

Следите за новостями компании IBS в соцсетях и блогах
Мнение эксперта в статье
Артур Хисамиев
Директор отделения управления производственными активами в IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Оставаясь на сайте и (или) нажимая кнопку «Принять условия», вы соглашаетесь с условиями обработки ваших персональных данных, содержащихся в cookie-файлах. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках вашего браузера.