С развитием цифровой экономики роль ИТ-директора повышается. На CIO все чаще возлагается ответственность за получение прибыли, а многие из них впоследствии становятся руководителями дочерних технологических компаний. О том, как подобные трансформации происходят в ритейле и какие новые вызовы ждут CIO, рассказывает Анастасия Рыжкова, руководитель аналитического центра IBS.
Розничная торговля — один из лидеров российской экономики по внедрению ИТ-продуктов, в том числе самых передовых. 84% ритейлеров применяют в бизнес-процессах блокчейн, 70% компаний используют технологии ИИ. Примечательно, что среди CRM-систем 62% внедрений приходится на отечественные разработки.
Драйверами цифровизации отрасли выступают наиболее крупные игроки. У многих из них есть технологические дочерние компании. Их основная задача — разработка сервисов и продуктов для внутреннего заказчика, но они работают и с внешним рынком.
Первая волна создания ИТ-дочек в мире началась примерно в 2005-2010 годах. В 2006 году один из глобальных лидеров, Amazon, запустил коммерческое облачное решение Amazon Web Services (AWS), ставшее важной вехой в развитии технологий. Вторая волна пришлась на период после пандемии COVID-19, когда глобальные изменения потребовали новых подходов и принципов работы. В России, помимо влияния пандемии, ключевую роль сыграли и другие внешние факторы, включая задачи по импортозамещению.
Количество RetailTech-компаний в РФ с 2021-го по 2022 год выросло на 45%, с 11 до 16, а численность их сотрудников — на 240%, с 9 633 до 14 270 человек [1]. Заметный рост наблюдался и в финансовых показателях. Средняя выручка таких компаний за год увеличилась на 125%, а средняя прибыль — на 120%. У 61% из них основное направление деятельности — разработка программного обеспечения.
По мере цифровизации экономики роль ИТ-директоров становится все важнее. Если в 2005 году только 38% CIO входили в исполнительные комитеты/советы компаний, то в 2018 году — уже 62%, а к 2020 году более 85% участвовали в работе советов директоров. Это показывает, что их мнение важно для развития компании.
Как нам удалось выяснить, в странах Северной Америки уже более 100 ИТ-директоров стали руководителями компаний. Чаще всего такая тенденция наблюдается в тех сферах, где технологии играют ключевую роль в стратегии и операциях бизнеса. В Европе, несмотря на редкие переходы от CIO к CEO, возрастающая роль ИТ-директоров в управлении цифровой трансформацией усиливает их влияние на топ-менеджмент. К примеру, 48% CEO регулярно докладывают о статусе цифровых проектов.
В Африке и на Ближнем Востоке CIO все больше ориентируются на стратегическое лидерство и инновации, активно влияя на стратегию компании. Однако переходы на должность CEO по-прежнему редки. Аналогичная ситуация наблюдается в Азии и Океании. Роль CIO в этом регионе усиливается благодаря цифровой трансформации и внедрению ИИ, но переход на позиции CEO остается исключением.
Сами CIO тоже все чаще стремятся к карьерному росту. По данным опросов, 76% ИТ-директоров надеются вырасти за пределы своей нынешней роли. Однако большинство из них, согласно исследованиям, являются интровертами и склонны увязать в деталях, поэтому развитие новых навыков и подходов к работе также становится важным вызовом для успешного карьерного развития.
Трансформация роли CIO несет с собой не только новые возможности, но и новые обязанности. По словам 68% ИТ-директоров, достижение целей по доходам теперь является частью их должностных обязанностей. 73% CIO говорят, что от них требуют соблюдения стандартов ESG и разработки более устойчивого технологического стека. Более 70% респондентов ожидают, что будут более активно вовлечены в бизнес-стратегию в ближайшие годы.
Перед CIO теперь стоят важные стратегические вопросы. В первую очередь — оценка рынка и возможностей для успешного продвижения ИТ-продуктов: какие перспективы у продукта, кто конкуренты, какие преимущества перед аналогами. Также необходимо понимать, как правильно позиционировать и продавать продукт.
Для решения этих задач необходимо четкое представление о рынке, основанное на объективной аналитике, а также глубокое понимание потребностей как внутренних, так и внешних клиентов. Важно объективно оценивать качество своих продуктов и разрабатывать планы их улучшения. Кроме того, для успешного развития компании необходимо внедрять культуру инноваций и использовать современные методы и инструменты для оптимизации процессов.
В заключение хочется отметить, что в современном меняющемся мире ИТ-бэкграунд становится стратегическим преимуществом. Поэтому компании, работающие в отраслях, ориентированных на технологии, с большей вероятностью будут иметь генерального директора с опытом работы в ИТ.
[1] Рассмотрены дочерние/аффилированные ИТ-компании компаний с выручкой более 100 млрд руб.