При подборе персонала на интуицию полагаются 96% рекрутеров, выяснила служба исследований HeadHunter. Она в начале декабря опросила 252 менеджера по персоналу. Оказалось, что 13% постоянно используют интуицию при найме, 33% делают это часто и 51% – иногда. Лишь 3% опрошенных сообщили, что никогда не руководствуются интуицией в оценке соискателей.
Наибольшее недоверие к интуиции испытывают службы персонала крупных компаний с численностью более 1000 человек (46% респондентов не доверяют). Малые же предприятия (от 50 до 100 сотрудников) не определились, насколько интуиция кадровиков помогает верно оценивать соискателей (71% респондентов). Чаще всего полагаются на субъективные оценки менеджеры по персоналу в средних компаниях со штатом от 250 до 500 сотрудников (27% респондентов).
Однако интуиция может и обмануть. Больше половины рекрутеров (55%), опрошенных HeadHunter, признались, что она их подводила хотя бы однажды. Интуиция в рекрутменте – это способность специалиста по персоналу оценивать человека, опираясь исключительно на опыт, рассуждает партнер «Экопси консалтинга» Мария Макарушкина. Рекрутер, проработавший в одной компании более трех лет, провел собеседования с десятками людей и научился замечать закономерности в их поведении, поясняет она. Макарушкина также считает, что чем крупнее компания, тем реже отделы кадров уповают на интуицию. В больших организациях кандидаты проходят по нескольку собеседований, соискателя оценивают разные люди – от рекрутера до начальника отдела, – ориентируясь на его опыт и знания, поясняет она. Чем крупнее компания, тем более автоматизированы в ней процессы управления персоналом, в том числе подбора и оценки кандидатов, говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter. А небольшие компании тоже используют современные информационные системы для управления персоналом – просто потому, что это дешевле, чем держать в штате квалифицированного рекрутера, на интуицию которого можно было бы положиться, поясняет она.
5% рекрутеров считают, что для объективной оценки кандидата им достаточно только интуиции. Но большинство также используют классические инструменты: 62% – тестирование, 49% – оценку достижений соискателя на прежних местах работы, 46% – отзывы от предыдущих работодателей
Опытный рекрутер не должен бояться доверять интуиции, убеждена Мадина Родионова, директор центра рекрутмента IBS. Но чтобы она его не подводила, рекрутер должен досконально знать рынок труда в отрасли, в которой работает компания, и иметь опыт подбора персонала на разные позиции. По ее мнению, полагаться на интуицию не следует при подборе технических специалистов (например, программистов), зато для оценки менеджеров по продажам, людей творческих профессий и менеджеров высшего звена это незаменимый инструмент.
«Если я и ошибалась в оценке кандидатов, то как раз в случаях, когда не прислушивалась к интуиции», – говорит директор по персоналу дистрибутора продуктов питания «Уренхольт» Наталья Лапшина. Судить, насколько человек коммуникабелен, инициативен и ответственен, можно по нюансам, поясняет она. Например, если в разговоре кандидат слишком часто использует местоимение «я», значит, он не ценит вклад коллег, или, если с трудом вспоминает детали предшествующих проектов, значит, не очень глубоко был вовлечен в работу.
При подборе персонала почти все рекрутеры опираются на субъективные ощущения, показал опрос HeadHunter.