В 2003 году в ОАО «ЛУКОЙЛ» велись работы по внедрению интегрированной системы управления ОАО «ЛУКОЙЛ» на базе SAP R/3, следовательно возникла необходимостью решения проблем, возникающих при ведении и использовании справочной информации в информационных системах, а также при использовании этой справочной информации сотрудниками компании. В ходе проведения системно-аналитического обследования были уточнены и формализованы следующие группы проблем:
Принимая во внимание большое число разнородных информационных систем и справочников в ОАО «ЛУКОЙЛ», позволяло утверждать, что решение выявленных проблем позволит уменьшить расходы на организацию информационного взаимодействия между подразделениями компании и будет способствовать получению дополнительных доходов за счет организации единого справочно-информационного пространства компании.
Механизмом, позволяющим решить перечисленные проблемы или свести их к минимуму, явилась Корпоративная система словарей и справочников (КССС) или, как ее еще называют, система управления нормативно-справочной информации (НСИ). Построение такой системы позволяет создать единое справочно-информационное пространство и обеспечивает:
Данный проект по внедрению КССС рассчитан на 2 года и разбит на три этапа.
На первом этапе специалистами компании IBS был проведен анализ бизнес-процессов ведения и использования НСИ в компании заказчика, выполнены работы по созданию ядра КССС, разработан ряд справочников (Контрагенты, Материалы, Банки и др.) и методологические основы функционирования КССС (регламентная документация). Наряду с этим в рамках первого этапа была организована интеграция с SAP R/3 и системой KERNEL (Пермь).
На втором этапе была проведена работа по созданию на основе уже имевшихся справочных данных еще 18 справочников. Это позволило осуществить интеграцию данных для различных информационных систем управления, что обеспечивало оперативное формирование единой корпоративной отчетности (в Москве и регионах).
Результатом внедрения КССС ЛУКОЙЛ стали:
Подобные результаты обеспечили предпосылки для выполнения работ по третьему этапу, который предполагает комплексное развитие КССС, включающее в себя следующие шаги:
Михаил Шнайдерман, начальник управления информационных технологий и систем: «Правильность решения о создании КССС еще раз была подтверждена результатами, которые мы получили. Во-первых, мы получили экономию вследствие сохранения предыдущих инвестиций в ИТ. Мы не стали менять системы, а объединили их и создали единый стандарт ввода данных в справочники. Во-вторых, это позволило оперативно получать консолидированную отчетность по компании в целом, что дает возможность руководству компании принимать обоснованные решения. В-третьих, это экономия финансовых человеческих и иных ресурсов компании за счет эффективного учета и оптимизации бизнес-процесса по ведению КССС».
Алексей Севастьянов, директор отделения тиражируемых решений ДИР IBS, руководитель проекта создания КССС: «Использование в качестве платформы КССС интеграционного сервера позволило реализовать очень гибкие механизмы ведения и гарантированного распространения НСИ в среде разнородных информационных систем. Это дало возможность оперативно интегрировать с КССС различные приложения заказчика вне зависимости от их программно-аппаратной платформы и расположения. Что является очень важным, учитывая географическую распределенность предприятий ЛУКОЙЛ».
Для создания Корпоративной системы словарей и справочников были использованы системные компоненты на базе сетевых продуктов Microsoft функционирующие под операционной системой MS Windows 2000 Server: