Сложность структуры и масштабы бизнеса, бурная динамика роста объемов производства и жесткая конкуренция – факторы, требующие от руководства нефтяных предприятий введения новых, более эффективных методов управления производством. Задача повышения эффективности производства стояла на повестке дня и в компании «ЛУКОЙЛ-Румыния» – группе предприятий крупнейшей нефтяной компании России «ЛУКОЙЛ».
В первую очередь в компании требовалось упорядочить бизнес-процедуру закупки нефти и продажи нефтепродуктов в соответствии с корпоративными требованиями. Кроме того, наряду со стандартными функциями управления (бухгалтерский учет, бюджетирование, управление закупками и сбытом готовой продукции), необходимо было реализовать на высокотехнологическом уровне управление торговыми площадками и местами хранения нефти и нефтепродуктов (склады и торговые организации), учитывая при этом определенные ограничения, связанные с возможностью размещения или продажи лишь определенной номенклатуры продуктов. Требовалось также позаботиться, чтобы все разнарядки по продажам и размещению поступали только из центра.
Важные требования к системе управления предприятием касались реализации корпоративного плана счетов НК «ЛУКОЙЛ», по которому ведется бухгалтерский учет. Предусматривалось, что план счетов «ЛУКОЙЛ-Румыния» будет вестись параллельно и использоваться для создания налоговой отчетности в соответствии с румынским законодательством.
Осенью 1999г. руководством 000 «ЛУКОЙЛ-Румыния» было принято решение о создании корпоративной системы управления на базе программного продукта SAP R/3.
Основой системы стала интегрированная платформа SAP R/3, включающая набор модулей, реализующих функции управления финансами (FI) и движением денежных средств (TR-CM), функции контроллинга (CO), управления материальными запасами (MM) и сбытом продукции (SD). Ключевым звеном системы является информационное хранилище SAP BW, а механизм принятия решений опирается на средства доставки аналитической отчетности BW-BEX.
Исполнителем была выбрана компания IBS, специалисты которой приступили реализации проекта в октябре 1999 г. Основными факторами, повлиявшими на выбор, стали активное участие специалистов IBS в проекте по внедрению R/3 для НК «ЛУКОЙЛ» и неоднократно продемонстрированное умение эффективно адаптировать SAP R/3 к условиям бизнеса компании.
В настоящее время в системе управления группой компаний «ЛУКОЙЛ» в Румынии выполнены настройки для работы трех предприятий: «Лукойл Блэк Си Лимитед», «ЛУКОЙЛ-Downstream» и НПЗ АО «Петротел-Лукойл», объединенных единой информационной средой. Тестовые испытания системы завершились в апреле 2000 г., продуктивная эксплуатация началась с июня 2000 г. На заводе АО «Петротел-Лукойл» проект стартовал осенью 2000 г., тестовые испытания закончены в мае 2001 г., а в начале июня началась промышленная эксплуатация системы. В компании «ЛУКОЙЛ-Downstream» работы по внедрению SAP были завершены в течение осени 2001г.
Интегрированная информационная среда позволяет предприятиям работать с общим бухгалтерским планом счетов (локальным и корпоративным), вести общие справочники (такие как котировки валют), консолидировать всю отчетность. Разделение информации по предприятиям происходит на уровне кодов компаний. Решение позволяет предприятиям группы вести общий управленческий и финансовый учет, иметь общую иерархию мест возникновения затрат и общую структуру бюджета, пользоваться едиными планами счетов, что в свою очередь подразумевает использование единой методологии учета.
Ю. А. Николаев, директор департамента систем и информационных технологий: «Успешному внедрению такого нетривиального с технической и функциональной точки зрения решения способствовали несколько факторов: приоритеты, которые ему отдало руководство компании «ЛУКОЙЛ» и компаний-соисполнителей, слаженная работа совместной проектной группы, а также выбор программного обеспечения, обладающего высокой функциональностью и гибкостью, необходимыми для адаптации к специфическим условиям работы».