В Группе «ЛУКОЙЛ» – одной из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний – традиционно используется большое количество информационных систем, поддерживающих основные и вспомогательные бизнес-процессы. Однако их эксплуатация осложнялась отсутствием согласованного взаимодействия в части нормативно-справочной информации (НСИ). В ходе системно-аналитического обследования были формализованы такие проблемы как:
Для решения этих проблем был инициирован проект, целями которого стало создание единого справочно-информационного пространства и уменьшение расходов на организацию информационного взаимодействия между подразделениями «ЛУКОЙЛ» посредством внедрения Корпоративной системы словарей и справочников.
Проект был реализован ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» и компанией IBS и включал три этапа. На первом этапе был проведен анализ бизнес-процессов ведения и использования НСИ, создано ядро КССС, разработано более 60 справочников и регламентная документация. Централизованное ведение НСИ включало создание эталонных справочников для каждого вида интегрируемой информации: клиенты, поставщики, готовая продукция, виды услуг и др. Также на этом этапе произведена интеграция КССС с SAP R/3 и другими системами.
На втором этапе была проведена работа по расширению перечня справочников КССС, интеграции с бухгалтерскими и отчетными информационными системами. Это позволило осуществить интеграцию данных для различных информационных систем управления с целью обеспечения оперативного формирования единой корпоративной отчетности в Москве и регионах. На заключительном этапе произведено комплексное развитие КССС, включающее придание ей статуса «эталонной» системы ведения НСИ в Группе «ЛУКОЙЛ», развитие сервисов и интеграцию КССС с внутренними и внешними информационными системами, охватывающими 35 предприятий.
В настоящий момент в КССС реализовано около 300 различных справочников, которые являются едиными для более чем 40 информационных систем. Пользователями системы являются более 950 сотрудников различных предприятий Группы «ЛУКОЙЛ».
Андрей Дзенгелевский, начальник отдела развития нормативно-справочной информации ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» отмечает: «Проектирование и создание программного продукта КССС были лишь первыми шагами на пути создания корпоративной системы НСИ. Потребовались большие и кропотливые усилия по организации, разработке методики, формированию и согласованию регламентов, а также последующему развитию КССС, которые позволили использовать ее в качестве информационно-программного сервиса на большинстве крупных предприятий Группы ЛУКОЙЛ».
В качестве основы для компонентов КССС используются MS SQL Server 2000, MS BizTalk Server, система управления контентом на основе Web-технологий.
«Использование в качестве платформы КССС интеграционного сервера позволило реализовать очень гибкие механизмы ведения и гарантированного распространения НСИ в среде разнородных информационных систем. Это дало возможность оперативно интегрировать с КССС различные приложения заказчика вне зависимости от их программно-аппаратной платформы и расположения, что является очень важным, учитывая географическую распределенность предприятий ЛУКОЙЛ», – комментирует заместитель директора департамента интеграционных решений IBS Алексей Севастьянов.
По мнению Валерия Тихомирова, начальника управления корпоративных информационных систем ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»: «В результате проекта нам удалось оптимизировать процесс взаимодействия между используемыми приложениями, устранить дублирование, повысить достоверность, целостность и непротиворечивость справочных данных, а также существенно снизить временные и финансовые затраты на поддержку НСИ, интеграцию систем и формирование отчетности».