Маркировка товаров — это решение, которое обеспечивает непрерывный процесс генерации, передачи и хранения уникальных идентификаторов продуктов с целью предоставления доступа каждому участнику оборота и потребителю к полной информации о товаре.
Руководитель группы базовых процессов логистики IBS Анна Кукушкина рассказывает о ключевых задачах предприятия, которые следует выполнить до старта проекта по внедрению процессов маркировки.
Подготовку к автоматизации процессов маркировки следует начинать заранее — минимум за 1,5 месяца. Подготовка к проекту заключается в выполнении следующих задач со стороны заказчика:
1. Убедиться, что продукция предприятия подпадает под требования об обязательной маркировке товаров народного потребления.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, — это динамический список. Необходимо регулярно отслеживать появление новых товаров на официальном сайте «Честного знака».
Например, с 1 августа 2021 года начался эксперимент по маркировке антисептиков.
2. Пройти регистрацию в системах «Честный знак» и ГС1 Рус.
«Честный знак» — национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий (далее — ЦРПТ), созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике.
Для возможности соблюдения требований по маркируемым товарам и передачи отчётности необходимо выполнить регистрацию в государственных системах «Честный знак» и ГС1 Рус. Для регистрации потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись и сертификат участника.
3. Выбрать решение по автоматизации процессов маркировки.
Необходимо выбрать решение по автоматизации процессов маркировки, которое позволит интегрировать текущую учётную систему и систему управления складами с государственной системой по маркировке товаров. Выбор решения должен основываться на предполагаемых объёмах оборота маркируемых товаров, количестве бизнес-процессов, требующих адаптацию под процессы маркировки и платформу, на которой работают текущие системы.
Существует ряд решений по маркировке продукции, но одним из наиболее распространённых и надёжных решений является система SAP Advanced Track and Trace. Система SAP ATT адаптируется под маркировку всех видов товаров и также предоставляет дополнительный функционал для учёта национальной специфики Российской Федерации.
Кроме того, существует возможность реализации основных настроек и доработок системы, а также интеграция с ГИС МТ и системами электронного документооборота на базе существующей учётной системы SAP.
Компания IBS имеет опыт реализации проектов по внедрению системы маркировки на базе SAP ATT и SAP ERP, SAP S/4HANA.
4. Запросить ответственное лицо со стороны ЦРПТ для оперативной поддержки в период внедрения.
В ходе внедрения процессов по маркировке товаров часто возникают как методологические, так и технические вопросы к ЦРПТ. Для оперативного решения возникающих вопросов необходимо заранее запросить специалиста со стороны ЦРПТ. Сотрудники ЦРПТ проводят детальный анализ возникающих технических ошибок и предоставляют развернутую консультацию по сложным вопросам.
5. Назначить ответственного за коммуникацию с ЦРПТ и отслеживание изменений в методологии процессов ГИС МТ.
Не менее важным пунктом является и назначение ответственного за коммуникацию с ЦРПТ сотрудника со стороны компании. ЦРПТ проводит встречи с участниками оборота по развитию системы маркировки, регулярно выпускает обновления по методологии и техническому описанию интеграций с системой. Все изменения необходимо постоянно отслеживать, для того чтобы была возможность оперативно подстраивать внедряемое решение под требования системы по маркировке.
6. Согласовать с контрагентами переход на новый вид документов для передачи данных о кодах маркировки.
Вопрос адаптации процессов под требования маркировки затрагивает не только саму компанию, но и её контрагентов. Необходимо, чтобы поставщики имели техническую возможность передавать информацию о кодах маркировки или агрегатах.
С целью автоматизации процессов вся информация о маркируемых товарах передаётся в рамках электронных документов. Здесь мы затрагиваем ещё один важный пункт — внедрение электронного документооборота или адаптацию его под процессы маркировки для самой компании и её контрагентов. Данный процесс может занять продолжительный период времени, именно поэтому ещё раз стоит подчеркнуть, что подготовку к внедрению процессов по маркировке нужно начинать заранее.
Компания IBS также предоставляет квалифицированную помощь по вопросам внедрения и доработке систем электронного документооборота. Необходимость внесения тех или иных доработок в существующие системы определяется на этапе обследования и учитывается при проектировании решения.
7. Закупка и подготовка необходимого оборудования: сервер для фонового создания УКЭП, коннектор системы маркировки с ГИС МТ, сканер штрихкодов DataMatrix, принтер для печати штрихкодов DataMatrix.
Последним, но не менее важным пунктом по подготовке к адаптации процессов под требования маркировки является закупка обязательного оборудования.
К ключевым продуктам мы относим сервер для фонового создания УКЭП, для того чтобы процесс подписания не зависел от доступа к персональному компьютеру пользователя.
Коннектор системы маркировки с ГИС МТ. Государственная система по маркировке на текущий момент не поддерживает интеграцию без стороннего программного обеспечения. Именно поэтому в зависимости от потребностей компании необходимо определить, какой коннектор следует использовать, и своевременно приобрести лицензию на продукт.
Для реализации непрерывной цепочки процессов по закупке, сбыту и инвентаризации потребуется приобрести сканеры штрихкодов DataMatrix. Если на складах компании уже используются сканеры, то существует возможность доработки их интерфейсов и добавления функционала по передаче информации по кодам маркировки в учётные системы. При проектировании решения данный функционал также может быть включён в объект проекта по внедрению процессов по маркировке со стороны компании IBS.
Если же ваша компания занимается производством товаров, подлежащих маркировке, или импортом такой продукции, потребуется приобрести принтер для печати штрихкодов DataMatrix. Это необходимо для реализации полного бизнес-процесса по эмиссии кодов маркировки либо перемаркировке товаров.
Заключение:
Описанные выше шаги выполняются для минимизации рисков, которые могут возникнуть в ходе адаптации процессов компании под требования маркировки.
Наличие ответственных лиц со стороны компании и ЦРПТ позволит вовремя отслеживать все изменения динамически меняющегося решения ГИС МТ и сократить период ожидания обратной связи от ЦРПТ по вопросам внедрения.
Своевременное обсуждение с контрагентами вопросов по передаче информации о кодах маркировки посредством электронных передаточных документов исключит вероятность неготовности поставщиков работать с маркируемыми товарами. Соответственно, уменьшаются риски по задержкам закупочных процессов.
Наличие обязательного оборудования к старту работ по внедрению системы маркировки позволит осуществить адаптацию сразу всех необходимых процессов под требования маркировки, что сократит сроки подготовки готовой системы.
В заключение стоит отметить, что внедрение системы маркировки затрагивает большое количество бизнес-процессов, соответственно, будут меняться и рабочие инструкции сотрудников. Поэтому при планировании старта работ по подготовке к внедрению системы и старта работ самого проекта необходимо закладывать время на обучение ключевых и конечных пользователей.